Меню

Сравнение скелета ящерицы лягушки

Инструкция по выполнению лабораторной работы «Изучение внешнего строения пресмыкающихся. Сравнение скелета ящерицы со скелетом лягушки»

«Изучение внешнего строения пресмыкающихся. Сравнение скелета ящерицы со скелетом лягушки»

1. Рассмотреть особенности внешнего строения и скелета Пресмыкающихся на примере прыткой ящерицы, связанные с наземным образом жизни;

2. Выделить характерные черты усложнения в их организации по сравнению с Земноводными.

Оборудование: скелет ящерицы, скелет лягушки, влажный препарат «Гадюка», фотографии «Лягушка», «Ящерица», «Выползки»

На столе фото ящерицы, лягушки

1) Рассмотрите внешнее строение ящерицы. Составьте краткий рассказ о строении, продолжив предложения:

Тело ящерицы разделено на …

Между головой и туловищем появилась ….

2) Какие изменения возникли у неё во внешнем строении по сравнению с лягушкой?

На столе выползки змей, фото кожных покровов пресмыкающихся

3) Рассмотрите покровы ящерицы, гадюки.

4) Какую форму имеют чешуйки? Все ли они одинаковы (на спинной и брюшной стороне тела, на голове).

5) Какое значение имеет таков покров в их жизни?

6) Составьте краткий рассказ о покровах, продолжив предложения:

Тело ящериц и змей покрыто … кожей.

В верхнем слое кожи образуется ….

Такой кожный покров – надёжная защита пресмыкающихся от….

7) В чем отличие кожи пресмыкающегося от кожи земноводного?

8) Изучите по учебнику, как линяет ящерица (стр. 190).

9) Изучите выползок питона.

10) Рассмотрите рисунок линьки змеи. Линяют ли у змей глаза?

11) Расскажите о линьке ящериц и змей, используя результаты своего исследования и ответьте на вопросы:

12) Двигаясь вперёд, ящерицы, змеи постоянно высовывают раздвоенный язык. Предположите роль данного явления, если известно, что плотная сухая кожа как саркофаг покрывает тело животных, уменьшая возможность осязать (ощупывать) поверхность. Кроме этого, орган обоняния (восприятие запаха) связан с ротовой полостью.

13) Почему ящерица отбрасывает хвост, ведь при этом происходит отламывание хвостового позвонка и ящерица испытывает боль.

14) Рассмотрите скелет ящерицы и ответьте на вопросы:

Позвоночник подразделяется на 5 отделов: …

В шейном отделе выделяются 2 первых позвонка – …

Рёбра соединяются с грудиной и образуют …

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Роскачество предупредило об опасности для детей азартной механики в мобильных играх

Минпросвещения откроет центр образования на русском языке в Таджикистане

В Воронеже всех школьников переведут на удаленку из-за COVID-19

Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Многообразие современных пресмыкающихся.
Отряд Чешуйчатые

Оборудование: скелеты ящерицы, ужа, влажные препараты гадюки, ужа, таблица «Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся», словарь новых слов.

Читайте также:  Увидела ящерицу примета для девушки

I. Проверка знаний

У доски один из учащихся заполняет таблицу «Земноводные и пресмыкающиеся». В это время остальные отвечают на вопросы

1. Составффьте план рассказа об особенностях внешнего строения прыткой ящерицы, связанных с жизнью на суше.
2. Почему прыткая ящерица может размножаться на суше?
3. В чем выражается усложнение строения кровеносной системы ящерицы по сравнению с лягушкой?
4. Какие усложнения наблюдаются в строении дыхательной системы ящерицы по сравнению с лягушкой?
5. Чем отличается скелет ящерицы от скелета лягушки?

Проверка заполнения таблицы.

Земноводные и пресмыкающиеся

Сухая кожа, покрытая роговыми чешуями

Какой кровью снабжаются органы

Смешанной, но в меньшей степени

Состоит из пяти отделов. Передний мозг и мозжечок развиты слабо

Состоит из пяти отделов. Передний мозг и мозжечок развиты лучше, чем у земноводных

Где происходит размножение и развитие

Размножение и развитие происходит в воде

Размножение происходит на суше

Есть ли в развитии личиночная стадия

II. Изучение нового материала

Тела ящериц и змей покрыты чешуей. Отсюда и название данного отряда – Чешуйчатые. В подотряд ящериц входят гекконы, агамы, летучий дракон, игуаны, ядозубы, сцинки, вараны, настоящие ящерицы, веретеницы и др. (Заранее написать новые слова на доске.)

Веретеницы – безобидные ящерицы. Разные их виды образуют полный ряд переходов от форм с развитыми конечностями до безногих, внешне схожих со змеями. У нас встречаются два полностью безногих вида: веретеница и желтопузик.

1 – веретеница, 2 – обыкновенный уж

Веретеница, или медяница, внешне похожа на змею, так как совсем не имеет конечностей и передвигается, извивая длинное (40 см) тело. Однако по форме головы в ней легко узнать ящерицу. Кожа веретеницы покрыта гладкими чешуями красивого серовато-медного цвета. Веретеница не только совершенно безвредна, но и, подобно жабам, приносит пользу: так как движения ее безногого тела медленны и неловки, она не может ловить юрких насекомых и питается главным образом гусеницами, голыми слизнями, а также дождевыми червями. Подобно живородящей ящерице веретеница не откладывает яйца, а производит на свет уже вылупившихся незадолго до этого детенышей (явление яйцеживорождения).

В Крыму и на Кавказе живет более крупная змееобразная ящерица – желтопузик, достигающая 1 м длины. Общий тон окраски желтопузика желтовато-бурый; по бокам тела проходят большие складки кожи. У желтопузика есть остатки задних ног в виде бесформенных выростов, но ползает он по-змеиному и передвигается очень быстро. Питается желтопузик грызунами, улитками, жуками, саранчовыми и этим приносит человеку пользу. Глотать крупную добычу целиком, как это делают змеи, он не может, и ему приходится поедать ее по кускам. Для человека он совершенно безопасен и даже не пытается укусить, как это иногда делает наша прыткая ящерица.

Схема передвижения гадюки

Ящерицы и змеи, несмотря на различия в организации скелета и во внешнем виде, имеют много общего в строении внутренних органов и организации внешних покровов, поэтому их объединяют в один отряд чешуйчатых рептилий, которые составляют среди современных пресмыкающихся наиболее многообразную группу (более 6000 видов).

Чем же змеи отличаются от ящериц?

Выслушав мнения учащихся, учитель дополняет их и отмечает признак, который может служить главным внешним отличием змей от ящериц, – наличие сросшихся век (немигающий взгляд змей). Эта особенность объясняет возникновение суеверного представления о гипнотическом действии взгляда змей.

Змеи также имеют защитный покров из роговых чешуек, который во время линьки сползает с тела целиком, выворачиваясь наизнанку. Особенностью змей является длинное тело, лишенное конечностей. Передвигаются змеи, быстро изгибаясь. Большую роль в этом играют гибкий позвоночник и ребра, которые отходят от каждого позвонка (за исключением хвостовых) и свободно заканчиваются с брюшной стороны, – при движении змея использует их для опоры. Своеобразно также и строение челюстей змеи. Две половинки нижней челюсти соединены у них друг с другом не жестко, а с помощью растягивающейся связки, эластичные связки соединяют их и с черепом. Поэтому змеи могут заглатывать добычу значительно толще своего тела. При заглатывании змея как бы наползает на животное, и оно постепенно скрывается в ее пасти, сильно раздувая затем ее желудок.

Читайте также:  Маленькие ящерицы в таиланде

Характерной особенностью ядовитых змей является пара ядовитых зубов, сидящих на предчелюстных костях. Они обычно длиннее остальных зубов, а у змей семейства гадюковых – гораздо длиннее и способны загибаться назад, как лезвие складного ножа. Когда у этих змей пасть закрыта, их ядовитые зубы подогнуты и лежат в складке слизистой оболочки рта. Но когда змея намеревается укусить и разевает пасть для нападения или защиты, ядовитые зубы выпрямляются и торчат в виде острых шипов. Этим оружием змея наносит быстрый удар своей жертве или своему преследователю. Внутри ядовитый зуб пронизан тонким каналом, который открывается у конца зуба маленьким отверстием и проводит в ранку ядовитую жидкость, выжимаемую из особой ядоносной железы (вспомните ядовитые челюсти пауков). Ядовитые зубы очень ломкие и летом сменяются у гадюк примерно каждые шесть недель, поэтому позади каждого ядовитого зуба имеется несколько маленьких запасных зубов, которые готовятся ему на смену.

Обыкновенная гадюка и ее голова с разинутой пастью:
1 – ядовитая железа (покровы и кости, прикрывающие железу, удалены; 2 – ядовитый зуб

В нашей стране широко распространена обыкновенная гадюка. Эти змеи могут быть окрашены по-разному. Чаще всего они серые с черной полоской на спине или совершенно черные. Встречаются обычно на опушках, полянах, на болотах. Охотятся гадюки в первую очередь на мышей и полевок (принося тем самым пользу человеку), реже – на птиц, ящериц, лягушек. Молодые гадюки питаются насекомыми.

Размножаются эти змеи яйцеживорождением. На зиму гадюки собираются в подземные убежища, где скапливаются в большом количестве.

Укус обыкновенной гадюки очень болезнен и особенно опасен для слабых, больных людей и детей. В Дагестане можно встретить самую крупную из наших гадюк – гюрзу. Ее длина достигает 2 м. Укус гюрзы очень опасен и отсутствии медицинской помощи в 10% случаев заканчивается смертью пострадавшего.

Змеиный яд уже в древности применяли в медицине. В настоящее время им лечат больных, страдающих бронхиальной астмой, эпилепсией, стенокардией. Кроме того, препараты, в состав которых входит змеиный яд, используют как кровоостанавливающее и обезболивающее при злокачественных опухолях.

Змеи: 1 – песчаная эфа, 2 – гюрза

Змеи, в том числе ядовитые, сами на человека не нападают, а кусают лишь в том случае, если на них наступят, либо потревожат, поэтому, находясь в местах, где могут обитать змеи, надо соблюдать осторожность.

В связи с хищническим истреблением змей, влекущим за собой быстрое их исчезновение, в нашей стране стали организовывать специальные заказники, вводить ограничения на отлов змей. Змей разводят в питомниках (серпентариях), где над ними проводят наблюдения, изучают образ их жизни, собирают яд.

Пострадавшего от укуса ядовитой змеи следует уложить в постель, обеспечить неподвижность укушенной руки или ноги, нaлoжив на нее шины, и дать обильное теплое питье. Вредны и опасны такие методы «лечения», как перетяжки, прижигания, прием спиртного. Укушенного ядовитой змеей надо быстро доставить в медицинский пункт.

Другая широко распространенная у нас змея – обыкновенный уж. Эта змея не ядовита, и ее легко можно отличить от гадюки по двум оранжевым или желтым пятнам на задней части головы.

Читайте также:  Ящерица стройная быстрая ловкая синтаксический разбор

Ужи прекрасно плавают и ныряют, при необходиости могут пробыть под водой полчаса. Любимая пища обыкновенных ужей – лягушки. Поскольку у ужа нет ядовитых желез, схватив добычу зубами, они уже не выпускают ее и заглатывают живьем.

В апреле–мае у ужей начинается брачный сезон. А в июле–августе самки ужей ищут теплое и влажное место, чтобы отложить яйца. Идеальные для кладки места – кучи перегноя, старой соломы, опавшей листвы. Сгодится и сырой мох, и трухлявый пень.

В октябре–ноябре ужи уползают в щели и норы в земле, в них и зимуют.

На юге европейской части нашей страны часто встречается водяной уж. У него нет желтых пятен на голове, как у обыкновенного, но в остальном он очень похож на него и тоже не ядовит. Водяной уж много времени проводит в воде, его даже можно встретить плывущим в море. Питается водяной уж в основном рыбой.

В нашей стране можно встретить также различных полозов, медянку, удавчика и других. Чем южнее и чем мягче климат, тем больше разнообразие змей и ящериц. Много видов пресмыкающихся распространено в государствах Средней Азии. Из ядовитых змей в юго-восточных районах России можно встретить еще щитомордников. Щитомордники относятся к группе ямкоголовых змей, как и знаменитые американские гремучники. Щитомордники ядовиты, их укусы болезненны и тяжело переносятся, но к смертельному исходу приводят лишь в исключительных случаях. В Средней Азии можно встретить еще два вида ядовитых змей – эфу и кобру.

III. Закрепление изученного материала

1. Чем змеи отличаются от ящериц?
2. В чем сходство змей и ящериц?

Записать в тетрадь выводы.

1. Змеи отличаются от ящериц отсутствием конечностей, грудной кости, подвижных век, а также подвижностью костей черепа, дающей возможность заглатывать крупную добычу целиком, свободным сочленением ребер с позвонками.
2. Тело змей и ящериц покрыто роговыми чешуями и щитками. Дыхание легочное. Температура тела непостоянная. Размножаются на суше, откладывая яйца или путем яйцеживорождения.

IV. Минуты занимательной зоологии

1. Зооигра

В клетки нужно вписать названия земноводных, заканчивающиеся буквой «А». (Жаба, квакша, лягушка, жерлянка, саламандра.)

2. Головоломка «Составьте слова»

Дано несколько слов. Из букв, входящих в эти слова, нужно составить новые слова – названия земноводных или их личинок:

я, шаг, лук
кол, ива, стог
рана, сад, мал
сальто, кол
жар, як, лен
ваш, как

(лягушка);
(головастик);
(саламандра);
(аксолотль);
(жерлянка);
(квакша).

3. Игра «Кто лишний?»

На большом листе бумаги нарисованы в 3 ряда различные животные, по 4 в каждом ряду. Они сгруппированы по определенному признаку, но одно животное в каждом ряду не имеет этого признака.
Надо определить, кто «лишний» в каждом ряду, и объяснить свой ответ.

1-й ряд: уж – желтопузик – кобра – удав. (Желтопузик – безногая ящерица, в то время как уж, кобра и удав – змеи.)
2-й ряд: хамелеон – крокодил – тритон – черепаха. (Тритон – земноводное животное, в то время как хамелеон, черепаха и крокодил – пресмыкающиеся.)
3-й ряд: гадюка – желтопузик – агама – веретеница. (Гадюка – змея, тогда как агама, веретеница и желтопузик – ящерицы.)

V. Подведение итогов

Сегодня вы узнали много интересного и полезного о пресмыкающихся. Теперь вы уже знаете, что безногих ящериц – желтопузика и веретеницу – нечего бояться, они полезны и их надо охранять, а не уничтожать; вы сумеете отличить ядовитую змею от неядовитой.
Обобщение ответов, выставление оценок.

VI. Домашнее задание

Прочитать в учебнике материал о многообразии пресмыкающихся и отряде Чешуйчатые.
Повторить по тетради выводы, подготовить сообщения о черепахах, крокодилах, вымерших пресмыкающихся (наземных, водных, летающих).

Источник