Меню

Рыба ящерица кролик человек таблица наличие хвоста носовой вырост

Тема: Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их родства

Тема: Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их родства.

Цель: Рассмотреть и выявить черты сходства и отличия зародышей позвоночных на разных стадиях развития

Оборудование: Плакаты, таблицы

Краткие теоретические сведения

Эмбриология — наука об индивидуальном развитии организмов.

I закон — «Закон зародышевого сходства»

В 1828 г. Карл фон Бэр сформулировал закономерность, которую называют Законом Бэра:

«Чем более ранние стадии индивидуального развития сравниваются, тем больше сходства удается обнаружить».

II закон – «Биогенетический закон». (Закон Геккеля-Мюллера)

«Каждое живое существо в своем индивидуальном развитии (онтогенез) повторяет в известной степени формы, пройденные его предками или его видом».

1.Прочитайте статью « Данные эмбриологии»

Легко установить родство между организмами при сравнении их эмбриональных стадий развития.

Оказывается. Любой организм в своём индивидуальном развитии повторяет стадии развития предковых форм.

В эмбриогенезе у всех позвоночных закладывается хорда, которая у ланцетника остаётся на всю жизнь, а у всех позвоночных в дальнейшем замещается позвоночником.

В возрасте нескольких недель зародыши человека и других млекопитающих обнаруживают многие черты сходства с рыбами.

По бокам шейного и головного отделов развиваются жаберные борозды. Кровеносная система сходна с характерной для рыб: двухкамерное сердце, хвостовая артерия, кровеносные сосуды в составе шести дуг аорты, подходящие к жаберным дужкам. А также общая форма тела зародыша, хвост, жаберные борозды, нитевидное продолжение заднего отдела спинного мозга.

На следующей стадии наблюдается сходство с земноводными: сюда относятся плавательные перепонки, развивающиеся между пальцами у человеческого зародыша. В нижней части стенки живота человека унаследованы от земноводных сухожильные перетяжки прямых мышц, седалищную артерию (ветвь нижней ягодичной артерии, унаследованную от древних амфибий).

У некоторых взрослых людей можно обнаружить в скелете запястья свободную центральную косточку, характерный признак строения земноводных предков.

В обонятельном отделе человек унаследовал от земноводных часть, называемую якобсоновым органом: он развивается к пятому месяцу утробной жизни в виде канала, идущего из носовой полости в ротовую. Хотя в конце утробного развития этот орган и редуцируется, но его все же можно найти у взрослого человека в виде короткого, слепо оканчивающегося канальца, к которому подходят окончания специальных нервов.

И наконец, остаток мигательной перепонки в виде так называемой полулунной складки, во внутреннем углу глаза. Этой складке соответствует хорошо развитая у современных земноводных, пресмыкающихся и птиц мигательная перепонка. Среди млекопитающих мигательная перепонка подверглась сильной редукции, особенно у китообразных и большинства приматов, но значительно развита, например, у кроликов, кошек и некоторых обезьян.

От пресмыкающихся человек унаследовал ряд признаков, которые обнаруживаются преимущественно в утробный период, например, в развитии головного мозга, в строении и характере причленения конечностей у плода нескольких месяцев.

О родстве человека с низшими млекопитающими свидетельствуют и другие примитивные черты, обнаруживающиеся в его онтогении. Например, у человеческого шестинедельного зародыша формируются зачатки нескольких пар молочных желез вдоль млечных линий. По всему телу (кроме ладоней и подошв) развивается довольно густой, хотя и мелкий волосяной пушок (лануго). В ротовой полости на мягком нёбе образуются валики, характерные для обезьян, хищных и других млекопитающих.
В возрасте 1,5-3 месяцев заметно выражен хвостовой отдел, в котором можно обнаружить и конечный отдел зачаточного позвоночного столба с 8-9 закладками позвонков. К концу этого срока наружный отдел хвоста редуцируется. Во внутреннем участке хвостового отдела сохраняется 4 (от 6 до 2) позвонка, сросшись, образуют копчик.

Из внутреннего зародышевого листка развиваются органы пищеварения и легкие. В матке зародыш покрывается несколькими оболочками. На одной из них, с брюшной стороны зародыша, образуются пальцеобразные выросты — ворсинки. Они врастают в ткань матки. Так образуется плацента. На этой стадии длина зародыша около 2 мм. И он почти неотличим от зародыша лягушки. У него вместо легких — жабры. Позднее жабры исчезают, а жаберные щели зарастают. Сердце тоже претерпевает изменения. Из двухкамерного оно становится трехкамерным, так как предсердие делится перегородкой на две части. А еще позднее сердце приобретает четырехкамерное строение. Все эти особенности, сходные со строением тела позвоночных животных, имеются у зародыша человека до 4—5 недель. И если сперва он имеет сходство с зародышами рыб, то позже появляются особенности, свойственные амфибиям и рептилиям.
Позднее всего проявляются черты строения млекопитающего и в последнюю очередь приматов. На шестом-седьмом месяце развития человеческий зародыш больше всего похож на зародыш человекообразных обезьян — гориллы и шимпанзе. Его тело почти сплошь покрыто волосами, которые к рождению исчезают. Пропорции тела зародыша в это время ближе к таковым у обезьян, чем у людей и мозг сходен с мозгом обезьяны.

Сходство с зародышами антропоидов сохраняется наибольшее время. В процессе развития зародыша общие признаки, присущие типам и классам животных, проявляются раньше, чем особенности рода и вида. Эта закономерность является общей в развитии зародышей позвоночных животных и получила название биогенетического закона. Сходство на ранних стадиях развития зародыша человека и животных объясняется тем, что человек прошел сложный путь исторического развития, продолжавшийся миллионы лет. Этот путь в основных чертах отражается в развитии человеческого зародыша.

Таким образом, в процессе индивидуального развития каждый вид повторяет своё историческое развитие.

2.Запишите этапы развития человека.

1. Развитие начинается с оплодотворения.

Читайте также:  Система кровеносной системы ящерицы

2. Возникшая зигота дробится.

3. Образуются стадии: морула, бластула, гаструла.

4. Ткани образуются из эктодермы, энтодермы, мезодермы.

5. Закладываются жаберные щели, как у зародышей рыб, на 18-20 день развития.

6. Сердце вначале в виде трубки с пульсирующими стенками.

8. 1,5—3-месячный зародыш имеет хвост, как у хвостатых обезьян.

9. Головной мозгу 1,5-3-месячного зародыша человека состоит из 5 мозговых пузырей, как мозг рыб.

10. Нервная система вначале в виде трубки на спине.

11. 5—6-месячный эмбрион имеет рунный волосяной покров. Зародыш долго имеет выраженный копчиковый отдел. У зародыша имеется несколько пар сосков (полимастия).

12. У 1,5—2-месячного зародыша большой палец ноги короче других пальцев и расположен под углом, как у обезьян.

13. Сроки беременности человекообразных обезьян и человека одинаковые.

4.Результаты анализа черт сходства и отличия занесите в таблицу.

Таблица: Черты сходства и отличия зародышей позвоночных на разных стадиях развития

Источник

Лабораторная работа по биологии

Лабораторная работа по биологии «Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их родства.»

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа по биологии»

Тема: Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их родства.

Цель: Рассмотреть и выявить черты сходства и отличия зародышей позвоночных на разных стадиях развития

Оборудование: Плакаты, таблицы

1.Прочитайте статью «Данные эмбриологии»

2.Запишите сходства строения эмбриона человека с другими позвоночными.

3. Рассмотрите рисунок (учебник биологии для СПО стр. 158). Результаты анализа черт сходства и отличия занесите в таблицу.

Таблица: Черты сходства и отличия зародышей позвоночных на разных стадиях развития

1. Дайте определение рудиментам, атавизмам, приведите примеры.

2. Понятия: онтогенез и филогенез

3. «Закон зародышевого сходства»-определение

4. «Биогенетический закон»-определение

Краткие теоретические сведения

Эмбриология — наука об индивидуальном развитии организмов.

I закон — «Закон зародышевого сходства»

В 1828 г. Карл фон Бэр сформулировал закономерность, которую называют Законом Бэра:

«Чем более ранние стадии индивидуального развития сравниваются, тем больше сходства удается обнаружить».

II закон – «Биогенетический закон». (Закон Геккеля-Мюллера)

«Каждое живое существо в своем индивидуальном развитии (онтогенез) повторяет в известной степени формы, пройденные его предками или его видом».

Легко установить родство между организмами при сравнении их эмбриональных стадий развития.

Оказывается. Любой организм в своём индивидуальном развитии повторяет стадии развития предковых форм.

В эмбриогенезе у всех позвоночных закладывается хорда, которая у ланцетника остаётся на всю жизнь, а у всех позвоночных в дальнейшем замещается позвоночником.

В возрасте нескольких недель зародыши человека и других млекопитающих обнаруживают многие черты сходства с рыбами.

По бокам шейного и головного отделов развиваются жаберные борозды. Кровеносная система сходна с характерной для рыб: двухкамерное сердце, хвостовая артерия, кровеносные сосуды в составе шести дуг аорты, подходящие к жаберным дужкам. А также общая форма тела зародыша, хвост, жаберные борозды, нитевидное продолжение заднего отдела спинного мозга.

На следующей стадии наблюдается сходство с земноводными: сюда относятся плавательные перепонки, развивающиеся между пальцами у человеческого зародыша. В нижней части стенки живота человека унаследованы от земноводных сухожильные перетяжки прямых мышц, седалищную артерию (ветвь нижней ягодичной артерии, унаследованную от древних амфибий).

У некоторых взрослых людей можно обнаружить в скелете запястья свободную центральную косточку, характерный признак строения земноводных предков.

В обонятельном отделе человек унаследовал от земноводных часть, называемую якобсоновым органом: он развивается к пятому месяцу утробной жизни в виде канала, идущего из носовой полости в ротовую. Хотя в конце утробного развития этот орган и редуцируется, но его все же можно найти у взрослого человека в виде короткого, слепо оканчивающегося канальца, к которому подходят окончания специальных нервов.

И наконец, остаток мигательной перепонки в виде так называемой полулунной складки, во внутреннем углу глаза. Этой складке соответствует хорошо развитая у современных земноводных, пресмыкающихся и птиц мигательная перепонка. Среди млекопитающих мигательная перепонка подверглась сильной редукции, особенно у китообразных и большинства приматов, но значительно развита, например, у кроликов, кошек и некоторых обезьян.

От пресмыкающихся человек унаследовал ряд признаков, которые обнаруживаются преимущественно в утробный период, например, в развитии головного мозга, в строении и характере причленения конечностей у плода нескольких месяцев.

О родстве человека с низшими млекопитающими свидетельствуют и другие примитивные черты, обнаруживающиеся в его онтогении. Например, у человеческого шестинедельного зародыша формируются зачатки нескольких пар молочных желез вдоль млечных линий. По всему телу (кроме ладоней и подошв) развивается довольно густой, хотя и мелкий волосяной пушок (лануго). В ротовой полости на мягком нёбе образуются валики, характерные для обезьян, хищных и других млекопитающих.
В возрасте 1,5-3 месяцев заметно выражен хвостовой отдел, в котором можно обнаружить и конечный отдел зачаточного позвоночного столба с 8-9 закладками позвонков. К концу этого срока наружный отдел хвоста редуцируется. Во внутреннем участке хвостового отдела сохраняется 4 (от 6 до 2) позвонка, сросшись, образуют копчик.

Из внутреннего зародышевого листка развиваются органы пищеварения и легкие. В матке зародыш покрывается несколькими оболочками. На одной из них, с брюшной стороны зародыша, образуются пальцеобразные выросты — ворсинки. Они врастают в ткань матки. Так образуется плацента. На этой стадии длина зародыша около 2 мм. И он почти неотличим от зародыша лягушки. У него вместо легких — жабры. Позднее жабры исчезают, а жаберные щели зарастают. Сердце тоже претерпевает изменения. Из двухкамерного оно становится трехкамерным, так как предсердие делится перегородкой на две части. А еще позднее сердце приобретает четырехкамерное строение. Все эти особенности, сходные со строением тела позвоночных животных, имеются у зародыша человека до 4—5 недель. И если сперва он имеет сходство с зародышами рыб, то позже появляются особенности, свойственные амфибиям и рептилиям.
Позднее всего проявляются черты строения млекопитающего и в последнюю очередь приматов. На шестом-седьмом месяце развития человеческий зародыш больше всего похож на зародыш человекообразных обезьян — гориллы и шимпанзе. Его тело почти сплошь покрыто волосами, которые к рождению исчезают. Пропорции тела зародыша в это время ближе к таковым у обезьян, чем у людей и мозг сходен с мозгом обезьяны.

Читайте также:  Аксолотль как превращается в ящерицу

Сходство с зародышами антропоидов сохраняется наибольшее время. В процессе развития зародыша общие признаки, присущие типам и классам животных, проявляются раньше, чем особенности рода и вида. Эта закономерность является общей в развитии зародышей позвоночных животных и получила название биогенетического закона. Сходство на ранних стадиях развития зародыша человека и животных объясняется тем, что человек прошел сложный путь исторического развития, продолжавшийся миллионы лет. Этот путь в основных чертах отражается в развитии человеческого зародыша.

Таким образом, в процессе индивидуального развития каждый вид повторяет своё историческое развитие.

Источник

Методические указания по выполнению лабораторных работ по предмету: «Биология»

по выполнению лабораторных работ по предмету: «Биология»

для студентов очной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования специальности «Технология продукции общественного питания»

Составлены в соответствии с

примерной программой по дисциплине,

введенной в действие управлением учебных

заведений среднего профессионального

образования Минобразования РФ

Тема: Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания

Цель: Научиться составлять простейшие схемы моно- и дигибридного скрещивания на основе предложенных данных.

1. ЗАДАНИЕ Темного мохнатого кролика скрестили с белым гладким. В первом поколении все особи были темными мохнатыми. Во втором поколении произошло расщепление: темные мохнатые, темные гладкие, белые мохнатые, белые гладкие (6%). Определите генотипы родителей и потомков. Определите процентное соотношение расщепления признаков во втором поколении, если белые гладкие составили 6%.

Методика выполнения работы

1. Вспомните и запишите в тетради что называется моногибридным и дигибридным скрещиванием.

2. Запишите первый и третий законы Менделя

3. Внимательно прочитайте задание варианта. Определите какой аллель доминантный, а какой – рецессивный, исходя из фенотипа ( внешних признаков) потомков первого( F1) и второго ( F2) поколения.

4. ПРАВИЛЬНО запишите с помощью условных знаков схему моногибридного и дигибридного скрещиваний.

5. Укажите закономерность расщепления признаков в первом и втором поколении гибридов по фенотипу и по генотипу , подписав под родителями , потомками гаметы, генотип и фенотип

6. Сделайте вывод о закономерности наследования признаков родителей потомками первого и второго поколений.( согласно I и III законам Мен- деля)

Тема: Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания

Цель: Научиться составлять простейшие схемы моно- и дигибридного скрещивания на основе предложенных данных.

ЗАДАНИЕ: Скрестили синего попугайчика (ААвв) с желтым (ааВВ). Потомки в первом поколении были все зелеными. Во втором поколении произошло расщепление попугайчиков на зеленых, желтых, синих и одного белого. Определите генотипы родителей и потомков. Определите соотношение расщепления признаков во втором поколении по фенотипу.

Методика выполнения работы

1. Вспомните и запишите в тетради что называется моногибридным и дигибридным скрещиванием.

2. Запишите первый и третий законы Менделя

3. Внимательно прочитайте задание варианта. Определите какой аллель доминантный, а какой – рецессивный, исходя из фенотипа (внешних признаков) потомков первого (F1) и второго (F2) поколения. Подумайте в каком случае получается зеленая окраска.

4. ПРАВИЛЬНО запишите с помощью условных знаков схему моногибридного и дигибридного скрещиваний.

5. Укажите закономерность расщепления признаков в первом и втором поколении гибридов по фенотипу и по генотипу , подписав под родителями , потомками гаметы, генотип и фенотип (расчертить решетку Пеннета)

6. Сделайте вывод о закономерности наследования признаков родителей потомками первого и второго поколений. (согласно I и III законам Менделя)

Тема: Анализ фенотипической изменчивости

Цель: Проанализировать фенотипическую изменчивость в ходе исследования вариационного ряда комнатных растения.

Методика выполнения работы

1. Определить общее количество листовых пластинок на комнатном растении

2. Измерить каждый листик по длине листовой пластинки. Результаты записать.

3. Провести градацию по величине листовой пластинки на листья самые крупные ( 10-15 см), средние( 6-10 см), мелкие(0-6 см).

4. Посчитать количество листьев в каждой группе. Зарисуйте этот вариационный ряд.

5. Дайте определение понятиям « вариационный ряд», «норма реакции» «модификация», « модификационная изменчивость»

6. Определите норму реакции листовой пластинки для данного растения.

7. Объясните причины такого разнообразия листьев.

8. Запишите вывод о соотношении величины листовой пластинки и, степени освещенности её и количестве листьев определенного размера.

Устная защита лабораторной работы содержит ответы на вопросы:

1. Дать определение модификации, изменчивости, наследственности, гену, мутации, норме реакции, вариационному ряду.

2. Перечислить виды изменчивости, мутаций. Привести примеры.

Тема: Приспособление организмов к разным средам обитания.

Цель: выяснить формы приспособлений организмов к наземно-воздушной, водной, почвенной среде обитания; организмов, ведущих паразитический образ жизни; сделать вывод об общности типичных приспособлений.

Оборудование: таблицы «Среды жизни и формы приспособлений к ним»

Методика выполнения работы

1. Прочитайте текст учебника Константинова «Биология» на стр.2

2. Выпишите характеристику каждой среды обитания (заполнить соответствующие графы таблицы).

Читайте также:  Зеленая ящерица в рязанской области

3. Укажите приспособления, возникающие у живых организмов, обитающих в каждой из сред, с указанием самих организмов (вместо … продолжите примеры в таблице)

4. Сделайте вывод об общности типичных приспособлений у РАЗНЫХ систематических групп организмов, обитающих в ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ среде обитания.

Таблица №1.Сравнительная характеристика сред обитания живых организмов и возникших в связи с этим приспособлений

Вывод: в ходе эволюции у живых организмов возникли приспособления к средам обитания. Из анализа табл. №1 видно, что …

Устная защита лабораторной работы содержит ответы на вопросы:1.Назовите среды жизни живых организмов и дайте им характеристику.2.Приведите примеры приспособлений у разных систематических групп живых организмов к одной и той же среде обитания. О чем это говорит? 3. От чего еще могут возникать изменения фенотипа и генотипа? 4.Перечислите факторы окружающей среды.

Тема: Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных

Цель: выявить черты сходства и отличия зародышей позвоночных на разных стадиях развития

Оборудование: коллекция «Зародыши позвоночных»

Методика выполнения работы

1. Прочитайте статью «Данные эмбриологии» ( с. 154-157) в учебнике Константинова В.М. «Общая биология»

2. Рассмотрите рисунок 3.21 на с. 157 учебника Константинова В.М. «Общая биология»

3. Результаты анализа черт сходства и отличия занесите в таблицу №1.

4. Сделайте вывод о чертах сходства и отличия зародышей позвоночных на разных стадиях развития.

Таблица № 1. Черты сходства и отличия зародышей позвоночных на разных стадиях развития

Устная защита лабораторной работы содержит ответы на вопросы: 1. Дайте определение рудиментам, атавизмам, приведите примеры. 2. На каких стадиях развития онтогенеза и филогенеза проявляются сходства в строении зародышей, а где начинается дифференциация

3. Назовите пути биологического прогресса, регресса. Объясните их смысл, приведите примеры.

Тема: Изучение центров многообразия растений и животных

Цель: 1. Закрепить полученные на занятиях знания о центрах многообразия растений и животных, открытых Н.И. Вавиловым.

2. Сравнить современную систематизацию центров многообразия растений и животных с той, что предложил Н.И. Вавилов.

3. Найти черты сходства и отличия, сделать об этом вывод.

Оборудование: таблица «Центры многообразия растений и животных»

Методика выполнения работы

Таблица № 1.Черты сходства и отличия центров многообразия растений и животных

Вывод: при анализе таблицы №1 выяснили, что … (укажите количество современных центров и по Вавилову, их название сходно или нет).

Устная защита лабораторной работы содержит ответы на вопросы:

1. Назовите ученых, кто в России занимался селекцией растений, животных. Укажите их роль в этом.

2. Перечислите, покажите на политической карте мира (карте «Центры многообразия растений и животных») места размещения центров многообразия растений и животных.

3. Назовите примеры растений, характерные для каждого центра.

Тема: Изучение принципов и морфофункциональных черт организации растений и животных в хозяйственной деятельности людей.

Цель: 1.Изучить принцип движения, покровы птиц, насекомых (стрекозы, гусеницы, жуков), строение скелета млекопитающих

2. Сделать вывод об использовании человекомпринципов и морфофункциональных черт организации растений и животных в свое хозяйственной деятельности.

Оборудование: таблицы, рисунки, дополнительная литература, коллекция насекомых (виртуальная).

Методика выполнения работы

1. Прочитайте статью «Бионика» с.247-253 учебника Константинова

2. Рассмотреть рисунки, виртуальную коллекцию, таблицы

3. Перечислите примеры строения живых организмов, принципов их движения и механизмы, созданные на их основе механизмы.

Copyright © 2010—2021
ООО «Современные медиа технологии в образовании и культуре»

Сервис «Комментарии» — это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.

Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:

  1. Не стоит размещать бессодержательные сообщения, не несущие смысловой нагрузки.
  2. Не разрешается публикация комментариев, написанных полностью или частично в режиме Caps Lock (Заглавными буквами). Запрещается использование нецензурных выражений и ругательств, способных оскорбить честь и достоинство, а также национальные и религиозные чувства людей (на любом языке, в любой кодировке, в любой части сообщения — заголовке, тексте, подписи и пр.)
  3. Запрещается пропаганда употребления наркотиков и спиртных напитков. Например, обсуждать преимущества употребления того или иного вида наркотиков; утверждать, что они якобы безвредны для здоровья.
  4. Запрещается обсуждать способы изготовления, а также места и способы распространения наркотиков, оружия и взрывчатых веществ.
  5. Запрещается размещение сообщений, направленных на разжигание социальной, национальной, половой и религиозной ненависти и нетерпимости в любых формах.
  6. Запрещается размещение сообщений, прямо либо косвенно призывающих к нарушению законодательства РФ. Например: не платить налоги, не служить в армии, саботировать работу городских служб и т.д.
  7. Запрещается использование в качестве аватара фотографии эротического характера, изображения с зарегистрированным товарным знаком и фотоснимки с узнаваемым изображением известных людей. Редакция оставляет за собой право удалять аватары без предупреждения и объяснения причин.
  8. Запрещается публикация комментариев, содержащих личные оскорбления собеседника по форуму, комментатора, чье мнение приводится в статье, а также журналиста.

Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес

Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.

Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.

Источник