Меню

Оперетта летучая мышь история создания

Оперетта летучая мышь история создания

Оперетта Иоганна Штрауса-сына в трёх действиях. Либретто К. Хаффнера и Р. Жене по пьесе А. Мельяка и Л. Галеви «Часы с боем».

Первое представление состоялось 5 апреля 1874 года в венском театре «Ан дер Вин».

Содержание излагается по русскому тексту Н. Эрдмана и М. Вольпина.

Действующие лица:

Габриель фон Айзенштейн (тенор); Розалинда, его жена (сопрано); князь Орловский (меццо-сопрано); Альфред, учитель пения (тенор); Адель, горничная Розалинды (сопрано); Франк, директор тюрьмы (баритон); доктор Фальке, нотариус (баритон); доктор Блинд, адвокат (баритон); Фрош, тюремщик; Ида, танцовщица, сестра Адели; дамы и господа, слуги, актрисы, танцовщицы, заключенные.

Действие происходит в пригороде Вены в последней четверти XIX века.

«Летучая мышь», четвертая по счету оперетта Иоганна Штрауса-сына, практически стала первым («Веселые венские женщины», «Индиго» и «Карнавал в Риме» оказались нежизнеспособными) выдающимся произведением этого жанра, образцом для всей последующей венской школы. В основу ее сюжета положен действительный факт, имевший место в Париже. Парижский анекдот оказался достаточно типичным на австрийской почве. Либреттисты в пьесе Мельяка и Галеви изменяют только имена.

В отличие от Оффенбаха, Штраус отказывается от какой бы то ни было сатиры, пародийности. «Летучая мышь» — только развлекательный, танцевальный спектакль, близкий к традициям итальянской оперы-буффа. Музыка ее, отличающаяся яркостью колорита, неистощимой мелодической изобретательностью, вся пронизана венским вальсом.

Первое действие

Комната в роскошной загородной вилле Габриеля фон Айзенштейна. За окном слышна нежная серенада, которую поет давний поклонник Розалинды фон Айзенштейн Альфред. Горничная Адель читает письмо, полученное от сестры — балерины Иды. Та сообщает, что будет сегодня вечером на балу у молодого князя Орловского и может взять с собой Адель, если та разживется подходящим туалетом в гардеробе хозяйки. Входит Розалинда, и Адель жалобно просит отпустить ее вечером к внезапно заболевшей старой тете. Розалинда отказывает: ее муж сегодня должен отправиться на пять дней в тюрьму, и она не может остаться совсем одна, без Адели. Горничная плача уходит, а в окне появляется Альфред. Розалинда в ужасе: ведь муж дома, он может каждую минуту войти! Но Альфред уходит, только заручившись согласием на вечернее свидание. Не успевает он исчезнуть, как врывается Айзенштейн, сопровождаемый Блиндом. Их терцет с Розалиндой «Нет, с таким я адвокатом» с лирическим эпизодом в центре (соло Розалинды) стремителен и блестящ. Приход друга, доктора Фальке, улучшает настроение Айзенштейна. Едва Розалинда покидает комнату, Фальке начинает уговаривать Айзенштейна вместо тюрьмы отправиться на бал к Орловскому. Легкомысленно и беззаботно звучит их дуэт «Едем вместе на бал». Айзенштейна не нужно долго упрашивать. Фальке уходит, а огорченная Розалинда провожает мужа в тюрьму, недоумевая, почему туда нужно идти во фраке. Заодно она отпускает и Адель. Их терцет «Итак, должна одна остаться» — проникновенная, жалобная мелодия Розалинды, сопровождаемая каскадным припевом («О, боже мой»).

Не успевает Розалинда остаться в одиночестве после ухода мужа и горничной, как в окно снова влезает Альфред. Он хочет удобно устроиться на освободившемся месте: надевает шлафрок Айзенштейна, садится есть его ужин, пить его вино. Его застольная «Пей со мною, пей скорей» отличается непринужденной мелодией, переходящей в обаятельный вальсовый распев. Идиллию нарушает директор тюрьмы Франк, который самолично явился, чтобы препроводить хозяина дома в тюрьму. Вид пьяного мужчины в домашнем наряде не вызывает у Франка сомнений: конечно, это тот, кто ему нужен. Розалинда умоляет Альфреда выдать себя за Айзенштейна и пойти в тюрьму. Ее куплеты, вальс с изящной, гибкой мелодией, переходят в задорный терцет «В тюрьме и умный и дурак». Франк уводит арестованного в тюрьму.

Второе действие

На балу у князя Орловского царит безудержное веселье. Хор гостей сменяется бесшабашными куплетами Орловского. Здесь приглашенные князем танцовщицы, а среди них со своей сестрой Идой Адель в нарядном платье хозяйки, и Айзенштейн, который выдает себя за маркиза. Айзенштейн по платью узнает горничную своей жены, и они оба договариваются не выдавать друг друга. Лукаво-грациозны куплеты Адели «О, мой маркиз». Здесь же директор тюрьмы Франк, который представляется маркизу как благородный кавалер. Оба симпатизируют друг другу. Появляется и Розалинда. Она выдает себя за венгерскую графиню. Айзенштейн, восхищенный «графиней», принимается за ней ухаживать. Их дуэт звучит изящно и непринужденно и переходит в задорную польку. Влюбленный Айзенштейн дарит Розалинде свои часы. Чардаш Розалинды, медленный, полный чувства, сменяется огненной фришкой. Далее следует общий хор, праздничный, жизнерадостный, во время которого Франк и Айзенштейн пьют на брудершафт. Но уже бьет двенадцать часов. Айзенштейн должен идти в тюрьму. Туда же спешит Франк.

Читайте также:  Как избавиться от летучих мышей в погребе

Третье действие

Тюрьма. На свою служебную квартиру возвращается навеселе директор Франк и тут же засыпает в кресле. Его будит пришедший с докладом тюремщик Фрош. Господин Айзенштейн, вчера арестованный самим директором, требует адвоката, и Фрош пригласил к нему доктора Блинда.

Появляются Ида и Адель. Адель упрашивает Франка, чтобы он помог ей дебютировать в театре. Она поет. Ее куплеты, изящные и легкомысленные, начинаются в ритме плавной гондольеры, затем переходят в марш, а далее в веселую польку. Франк собирается ответить, но в это время входит Айзенштейн, явившийся отбыть наказание. Появляется Розалинда. Думая, что муж еще не здесь, она хочет выручить Альфреда. Разворачивается большая, разнообразная по настроениям музыкальная сцена. Розалинда, чтобы усмирить разгневанного супруга, протягивает часы, подаренные мужем «венгерской графине». Оперетта кончается примирением супругов, общим весельем. Звучит блестящий, искрящийся хоровой финал.

Штраус обогатил также традиции австрийского театрально-комедийного жанра. Развитие этого жанра протекало не без влияния парижской оперетты, с которой Оффенбах познакомил венцев в 60-х годах. Но, не порывая связи с национальными традициями комедийных спектаклей, австрийские опереточные композиторы — Франц Зуппе (1819—1895), Карл Миллёкер (1842—1899), а вместе с ними Штраус — создали особую разновидность оперетты, именуемую «венской». (Зуппе и Миллёкер начали писать оперетты до Штрауса, но лучшие их произведения («Боккаччо» Зуппе, 1879; «Нищий студент» Миллера, 1882) написаны после решающих успехов Штрауса в этом жанре. Позже в жанре венской оперетты выдвинулись венгры Ференц Легар (1870—1948) и Имре Кальман (1882—1953). )

В сравнении со спектаклями Оффенбаха, венская оперетта по тематике своей менее злободневна. Сатирический элемент ей чужд. Общий колорит более лиричен, а все персонажи — как положительные, так и отрицательные — обрисованы в тонах добродушного юмора. Недостаточная острота драматического конфликта, редкое обращение к социальной тематике — слабые стороны венской оперетты.

Эти недостатки присущи и большинству музыкально-театральных произведений Штрауса. Их сюжетно-сценарная драматургия вполне заслуживает критики: из пятнадцати его оперетт в одиннадцати использованы беспомощно скроенные пьесы, тогда как развитие сюжета в остальных четырех полно существенных недочетов. Сам Штраус говорил: «За великолепное либретто я был бы в состоянии принести величайшие жертвы». Но дело не только в слабости его либреттистов: Штраус не обладал специфическим чувством «театральности» в той мере, в какой им владел Оффенбах. Зато он резко повысил удельный вес музыки в своих спектаклях. Благодаря Штраусу, по выражению И. Кальмана, оперетта стала «легкой, жизнерадостной, остроумной, нарядно приодетой и ярко звучащей музыкальной комедией».

Читайте также:  Летучая мышь инструкция 9686

В театральных сочинениях Штрауса, как и в его концертных пьесах, безраздельно господствует стихия танца, представленная в разнообразных проявлениях вальса, польки, галопа, чардаша. Это в точном смысле слова танцевальные оперетты. Именно дух, характер танца насыщает действие стремительным движением, передает ощущение праздничности, романтического подъема чувств. Таково одно из лучших сочинений Штрауса — «Летучая мышь» (1874). Танцевальное начало пронизывает решительно все номера партитуры, начиная с увертюры, в которой с бесподобной легкостью объединены основные темы оперетты:

Наряду с увертюрой выделяются терцеты I и III актов, а также по-оперному развернутые финалы I и II актов, особенно же последний из них — этот апофеоз вальса, где все дышит заразительным весельем, радостным опьянением жизнью.

Источник

«Летучая мышь», оперетта: краткое содержание и отзывы

«Летучая мышь» — оперетта, написанная Иоганном Штраусом в 19 веке. В основе её сюжета лежит два произведения — фарс «Тюремное заключение» Юлиуса Бенедикса и французский водевиль «Новогодний вечер» Людовика Галеви и Анри Мельяка. «Летучая мышь» не сходит со сцен мировых музыкальных театров по сей день.

История создания и действующие лица

«Летучая мышь» — оперетта, краткое содержание которой будет представлено в данной статье, была написана Иоганном Штраусом в 1874 году по заказу директора венского театра «Ан дер Вин» М. Штейнера. Он же и предложил композитору либретто. И. Штраусу пришелся по душе остроумный, праздничный и весёлый сюжет. Композитор написал оперетту за шесть недель. В апреле 1874 года состоялся премьерный показ спектакля. Сначала оперетта была не слишком популярной, хотя и входила долгие годы в репертуарные планы всех театров Вены.

Триумф «Летучей мыши» состоялся через 20 лет, когда на сцене появился отредактированный Густавом Малером вариант.

  • Айзенштайн.
  • Розалинда — его супруга.
  • Адель — горничная в доме Айзенштайнов.
  • Ида — её сестра.
  • Альфред — учитель по пению.
  • Нотариус Фальк.
  • Адвокат Блинд.
  • Директор тюрьмы.

И. Штраус

Как уже было сказано выше, в 1874 году была написана «Летучая мышь». Автор оперетты (вернее музыки к ней) — Иоганн Штраус-младший. Это великий австрийский композитор, который по праву считается королём венского вальса.

Родился он в 1825 году. Его отец и два брата также были известными сочинителями музыки.

Отец Иоганна мечтал, чтобы его сын стал банкиром, он не разрешал мальчику заниматься музыкой. Играть на скрипке И. Штраус учился тайно. Мать поддерживала сына.

В 1844 году Иоганн окончил обучаться музыке и подал прошение в магистрат о том, чтобы ему дали право дирижировать.

Иоганн Штраус-старший завидовал успехам сына и довольно долго, пользуясь своим влиянием, не допускал его до престижных мероприятий. Но справедливость в конце концов восторжествовала, и талант был замечен.

Во время гастролей со своим оркестром в России Иоганн влюбился в русскую девушку. Но её родители были против брака с иностранцем. Когда И. Штраус узнал, что его возлюбленную выдали замуж, он женился. Его женой стала оперная певица. Она внешне была очень похожа на русскую любовь композитора.

Супруга стала Иоганну не только верной спутницей жизни, с которой он был счастлив, но и его импресарио.

После смерти Йетти композитор был ещё дважды женат.

Читайте также:  Диктант летучая мышь 3 класс перспектива с грамматическим заданием

Самые известные произведения И. Штрауса:

«На прекрасном голубом Дунае».

Оперетты, которые написал Иоганн Штраус: «Летучая мышь», «Индиго и сорок разбойников», «Венская кровь», «Весёлая война», «Богиня Разума», «Калиостро в Вене», «Рыцарь Пасман», «Принц Мафусаил», «Цыганский барон», «Ночь в Венеции», «Кружевной платок королевы», «Ясменник душистый», «Карнавал в Риме» и другие.

Всего композитор создал 496 произведений.

Первый акт

В первом действии дом Айзенштайнов представляет нам «Летучая мышь» (оперетта). Краткое содержание 1 акта позволит узнать начало истории.

Под окнами дома поёт серенаду Альфред, который страстно влюблён в Розалинду. Но женщина не отвечает на чувства молодого человека, она верна своему супругу. Горничная Адель получает приглашение на бал у знаменитого мецената. Она отпрашивается у хозяйки на вечер, якобы к больной тёте.

Вскоре появляется Айзенштайн. Он проиграл в суде и теперь 8 дней будет вынужден провести в тюрьме из-за того, что имел неосторожность повздорить с офицером.

В дом приходит нотариус и приглашает Айзенштайна на тот же бал, куда отправится и Адель. Мужчина идет веселиться.

В доме остаются Розалинда и Альфред. В этот момент приходит директор тюрьмы, чтобы забрать Айзенштайна. Он принимает Альфреда за мужа Розалинды. Чтобы не скомпрометировать возлюбленную, Альфред подтверждает, что он Айзенштайн, и отправляется в тюрьму.

Второй акт

Во втором действии в дом князя Орловского переносит нас «Летучая мышь» (оперетта). Краткое содержание второго акта позволяет узнать, какие события произошли во время бала.

Гости собрались, поют, танцуют и веселятся. Но это не просто бал, а маскарад, все приглашённые прибыли в костюмах и масках. На балу по очереди появляются Айзенштайн, его супруга и Адель.

Розалинда нарядилась в костюм летучей мыши. Её супруг Айзенштайн не узнал свою жену под маской. Розалинда же сразу поняла, что это её муж, но не подала виду. Айзенштайну очень понравилась прекрасная незнакомка в костюме летучей мыши, и он надеется на взаимность. Герой уже предвкушает новое любовное приключение. Но когда Айзенштайн просит «летучую мышь» снять маску, она отказывается это сделать, и вместо этого просит, чтобы он подарил ей часы. Незнакомка обещает, что они встретятся вновь, уже без масок, и узнать он ее сможет по своему подарку.

Третий акт

Чем же закончилась «Летучая мышь» (оперетта)? Краткое содержание третьего действия позволит узнать ответ на этот вопрос.

Закончился бал, и гости разъехались, кто куда. Айзенштайн, Розалинда и адвокат прибывают в тюрьму. Первый, чтобы отбыть своё наказание. Розалинда — дабы восстановить справедливость и добиться, чтобы Альфреда отпустили. А адвокат, чтобы сообщить Айзенштайну, что добился пересмотра дела, теперь его должны освободить.

Супруг Розалинды требует от неё объяснений, почему Альфред находится в тюрьме под его именем. В ответ на это она предъявляет мужу часы, подаренные им на балу даме в костюме летучей мыши. Айзенштайн просит прощения у жены за неверность. Розалинда прощает супруга.

Отзывы

«Летучая мышь» (оперетта) отзывы в свой адрес получает различные. Как правило, традиционную постановку зрители хвалят, современный же вариант им нисколько не нравится, они считают его пошлым.

На классическую версию «Летучей мыши» можно пойти всей семьёй. Музыка И. Штрауса — просто волшебная. Сам сюжет дарит хорошее настроение и создаёт праздничную атмосферу.

Несмотря на то что произведению уже так много лет, оно не стареет и неизменно доставляет огромное удовольствие публике.

Это спектакль — праздник, яркий, лёгкий, красочный и наполненный юмором.

Источник