Меню

Можно ли убивать летучих мышей по исламу

Можно ли убивать летучих мышей по исламу

Статьи

Посланник Аллаха (с.а.в.) в своих хадисах запретил убивать пять видов живых существ.

От Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передаётся: «Пророк (с.а.в.) запретил убивать четыре создания (вида живых существ): муравья, пчёл, сорокопута и удода» (Имам Ахмад, Абу Дауд).

В другой версии этого хадиса, которую приводит Аль-Байхаки от Сахля ибн Саада ас-Саиди (да будет доволен им Аллах), сообщается: «Пророк (с.а.в.) запретил убивать пятерых: муравья, пчелу, лягушку, сорокопута и удода» (Байхаки).

В религиозных книгах приводятся такие обоснования запрета убивать перечисленных живых существ.

1. Пчелу нельзя убивать, потому что она находит пропитание в ароматных цветах и делает мед. В пчелах говорится в Коране: «Твой Господь (о пророк!) внушил пчеле, как устроить себе образ жизни, где и как строить себе жилища: в горных пещерах, в дуплах деревьев, в людских постройках, в виноградных трельяжах» (смысл 68 аята суры «ан-Нахль», тафсир «аль-Мунтахаб»).

2. Убийство муравьев запрещено по той причине, что они по времена пророка Сулеймана (а.с.) во время засухи попросили у Всевышнего о дожде. Муравьи упоминаются в Коране: «Когда они прибыли в долину муравьёв, одна муравьиха сказала: “О муравьи, войдите в свои убежища, чтобы войска Сулеймана не растоптали вас, не замечая этого”» (смысл 18 аята суры «ан-Намль», тафсир «аль-Мунтахаб»).

3. Лягушек нельзя убивать, так как когда пророк Ибрахим (а.с.) был брошен в огонь, лягушка по мере своих сил пыталась помочь ему, а также молилась Аллаху о спасении пророка.

4. В хадисе название птицы приводится как сурид (صُّردِ) . В «ан-Нихайе» сообщается: «Это птица с крупной головой и клювом, перья у нее также крупные. Она наполовину белая, наполовину черная». В «Ахтари» же говорится, что это желто-зеленая птица. По общепринятому мнению, это сорокопут, хотя в некоторых словарях говорится о дятле. Сорокопут помогал пророку Адаму (а.с.), когда тот был изгнан из Рая и отправлен на землю. В течение месяца он указывал ему дорогу. Также сорокопут является первой птицей, совершившей поклонение Аллаху.

5. Как сообщается в легендах, удод служил при войске пророка Сулеймана (а.с.), помогая найти воду. Ему посвящен и один из рассказов Корана. «Сулейман, производя смотр своего птичьего воинства, не увидел удода. Он удивился этому и сказал: “Почему же я не вижу удода? Может быть, он среди вас, а я не вижу его? Или он отсутствует?”» (смысл 20 аята суры «ан-Намль», тафсир «аль-Мунтахаб»). Позже удод заявился с известием о живущем в далеких землях народе, поклоняющемся солнцу, также сообщил он и о том, что правит ими могущественная царица. Сулейман послал к этому народу весть с призывом поклоняться Аллаху и признать его пророком. Царица Балкис решила внять его призыву. Так небольшая птица стала причиной прихода целого народа в истинную веру.

В целом ислам призывает гуманно относиться ко всем живым существам, не убивать их без причины и не мучить. Широко известны хадисы о том, что одна женщина была обречена на ад только потому, что закрыла кошку в клетке, не давая ей есть и пить, а один мужчина попал в рай из-за того, что напоил страдающую от жажды собаку.

Источник

Пять видов живых существ, которых запрещено убивать в исламе

Посланник Аллаха (с.а.в.) в своих хадисах запретил убивать пять видов живых существ.

От Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передаётся:

نهى رسول الله صلى الله عليه سلم عن قتل أربع من الدواب النملة، والنحلة، والهدهد، والصرد

«Пророк (с.а.в.) запретил убивать четыре создания (вида живых существ): муравья, пчёл, сорокопута и удода» (Имам Ахмад, Абу Дауд).

В другой версии этого хадиса, которую приводит Аль-Байхаки от Сахля ибн Саада ас-Саиди (да будет доволен им Аллах), сообщается:

أن النبي صلى الله عليه وسلم نهى عن قتل خمسة النملة والنحلة والضفدع والصرد والهدهد

«Пророк (с.а.в.) запретил убивать пятерых: муравья, пчелу, лягушку, сорокопута и удода» (Байхаки).

В религиозных книгах приводятся такие обоснования запрета убивать перечисленных живых существ.

1. Пчелу нельзя убивать, потому что она находит пропитание в ароматных цветах и делает мед. В пчелах говорится в Коране: «Твой Господь (о пророк!) внушил пчеле, как устроить себе образ жизни, где и как строить себе жилища: в горных пещерах, в дуплах деревьев, в людских постройках, в виноградных трельяжах» (смысл 68 аята суры «ан-Нахль», тафсир «аль-Мунтахаб»).

2. Убийство муравьев запрещено по той причине, что они по времена пророка Сулеймана (а.с.) во время засухи попросили у Всевышнего о дожде. Муравьи упоминаются в Коране: «Когда они прибыли в долину муравьёв, одна муравьиха сказала: “О муравьи, войдите в свои убежища, чтобы войска Сулеймана не растоптали вас, не замечая этого”» (смысл 18 аята суры «ан-Намль», тафсир «аль-Мунтахаб»).

3. Лягушек нельзя убивать, так как когда пророк Ибрахим (а.с.) был брошен в огонь, лягушка по мере своих сил пыталась помочь ему, а также молилась Аллаху о спасении пророка.

4. В хадисе название птицы приводится как сурид (صُّردِ) . В «ан-Нихайе» сообщается: «Это птица с крупной головой и клювом, перья у нее также крупные. Она наполовину белая, наполовину черная». В «Ахтари» же говорится, что это желто-зеленая птица. По общепринятому мнению, это сорокопут, хотя в некоторых словарях говорится о дятле. Сорокопут помогал пророку Адаму (а.с.), когда тот был изгнан из Рая и отправлен на землю. В течение месяца он указывал ему дорогу. Также сорокопут является первой птицей, совершившей поклонение Аллаху.

5. Как сообщается в легендах, удод служил при войске пророка Сулеймана (а.с.), помогая найти воду. Ему посвящен и один из рассказов Корана. «Сулейман, производя смотр своего птичьего воинства, не увидел удода. Он удивился этому и сказал: “Почему же я не вижу удода? Может быть, он среди вас, а я не вижу его? Или он отсутствует?”» (смысл 20 аята суры «ан-Намль», тафсир «аль-Мунтахаб»). Позже удод заявился с известием о живущем в далеких землях народе, поклоняющемся солнцу, также сообщил он и о том, что правит ими могущественная царица. Сулейман послал к этому народу весть с призывом поклоняться Аллаху и признать его пророком. Царица Балкис решила внять его призыву. Так небольшая птица стала причиной прихода целого народа в истинную веру.

В целом ислам призывает гуманно относиться ко всем живым существам, не убивать их без причины и не мучить. Широко известны хадисы о том, что одна женщина была обречена на ад только потому, что закрыла кошку в клетке, не давая ей есть и пить, а один мужчина попал в рай из-за того, что напоил страдающую от жажды собаку.

Источник

Можно ли по Исламу убивать комаров, муравьев, змей, крыс?

Всевышний Аллах создал человека и вселенную, чтобы они служили Ему. А все животные, которых Аллах сотворил на благо человека, являются частью этой Вселенной.

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

هُوَ الَّذِى خَلَقَ لَكُم مَّا فِى الارْضِ جَمِيعاً

«Он – Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле». (сура Аль-Бакара, 29)

Всевышний Аллах создал все, что на земле, на благо человека, чтобы он пользовался этим благом в рамках установленных шариатом правил.

Что касается убийства животных и насекомых, которые являются творениями Всевышнего Аллаха, то разрешается убивать тех животных и насекомых, которые в основе являются вредными, даже если на данный момент они не причиняют человеку никакого вреда. К такой категории, как мы все знаем, однозначно относятся змеи, крысы и комары.

Читайте также:  Как достать летучую мышь с натяжного потолка

От Айши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

خمس من الدواب كلهن فاسق يقتلهن في الحرم: الغراب والحدأة والعقرب والفأرة والكلب العقور

«Пять видов живых существ наносят вред, и их можно убивать даже на (территории) харама: ворону, коршуна, скорпиона, мышь и бешеную собаку». (Бухари, Муслим)

В риваяте же, который приводит Имам Муслим, говорится:

خمس فواسق يقتلن في الحل والحرم: الحية، والغراب الأبقع، والفارة، والكلب العقور، والحديا

«Пять вредных созданий следует убивать на территории харама и в других местах (в хилле и в хараме): змею, пятнистого ворона, мышь, бешеную собаку и коршуна».

Исходя из обеих версий хадиса, получается, что шесть категорий живых существ однозначно разрешается убивать. Также разрешается убивать тех животных, которые отвечают тем же самые критериям. Например, подобно бешенной собаке разрешается убивать таких зверей, как волк, тигр, леопард и других.

А что касается животных и насекомых, которые в основном безвредны для человека, то их нельзя убивать, кроме случаев, когда они вредят или реально угрожают человеку. например – муравей, его нельзя убивать, если он не причиняет нам на данный момент вреда.

От ибн Аббаса (да будет доволен ею Аллах) передаётся:

نهى رسول الله صلى الله عليه سلم عن قتل أربع من الدواب النملة، والنحلة، والهدهد، والصرد

«Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил убивать четыре создания (вида живых существ): муравья, пчёл, сорокопута (птица, у которой большая голова, белый живот и зеленая спина) и удода (небольшая яркоокрашенная птица с длинным узким клювом и хохолком)». (Имам Ахмад, Абу Давуд)

В другой версии этого хадиса, которую приводит Аль-Байхаки от Сахля ибн Саада Ас-Саиди (да будет доволен им Аллах), сообщается:

أن النبي صلى الله عليه وسلم نهى عن قتل خمسة النملة والنحلة والضفدع والصرد والهدهد

«Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил убивать пятерых: муравья, пчелу, лягушку, сарду и удода». (Байхаки)

Поэтому, в целом, беспричинное убийство данных животных запрещено. Об этом говорит нам данный хадис.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Однажды муравей укусил одного из пророков, и по его приказу поселение муравьев (муравейник) было сожжёно, и Аллах ниспослал ему: «Неужто из-за того, что тебя укусил один муравей, ты погубил одну из прославляющих (Аллаха) общин?!»». (Муслим)

Если же эти животные вредят или наносят ущерб человеку или его имуществу, он может убить их в случае отсутствия иных вариантов избавления от них.

То есть разрешается убивать муравья и других вышеперечисленных животных, если от них исходит вред человеку, но сначала нужно попытаться отогнать их какими-нибудь средствами, предотвращающими их приход. Если эта попытка окончится неудачей, разрешается убивать их из-за того, что они доставляют неудобства.

Следовательно, убивать и уничтожать насекомых и животных разрешается, если они причиняют реальный вред человеку, соблюдая все вышеприведенные условия и правила. Однако категорически запрещается убивать их с применением огня.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

لا يعذب بالنار إلا رب النار. رواه أبو داود وغيره

«Никто, кроме самого Господа, не имеет права подвергать других мукам огня!» (Абу Дауд)

Поэтому следует выбрать такой метод, который быстро, без причинения мук и страданий умертвит этих насекомых и животных.

Источник

Грех ли убивать насекомых, если они причиняют неудобства?

Ас-саляму алейкум уа рахматуллах уа баракатух.

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Дорогой брат, благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.

Во-первых, укажем, что убийство вредных насекомых не только допустимо согласно нормам ислама, но даже желательно во избежание вреда, который они приносят. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что убивать таких насекомых допустимо даже в Аль-Харам (Священной Мечети) в Мекке, где охота запрещена.

Вредных насекомых можно убивать инсектицидами [или другими средствами, но не огнем]. Посланник (да благословит его Аллах и приветствует), сказал:

«Есть пять вредителей, которых можно убивать, пребывая и в ихраме, и вне его: крысы, скорпионы, вороны, коршуны [птица, подобная ястребу ], и бешеные собаки» (Муслим).

В другом сообщении добавлен и шестой (вредитель) — змея. Таким образом, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал нам, что они являются вредителями и отличаются от других животных, которые не причиняют вред, и велел убивать их независимо от того, находимся мы в ихраме или нет. Если вред причиняют другие существа, типа муравьев, тараканов или навозных жуков, их также можно убивать инсектицидами [или другими средствами, но не огнем].» Далее, в кувейтской Энциклопедии исламской юриспруденции сказано следующее: «В целом желательно убивать любых вредных насекомых и пресмыкающихся [арабское слово хашарат подразумевает и насекомых, и паукообразных насекомых], таких как скорпионы, вши, москиты или блохи. Маликиты считают, что убивать таких насекомых разрешено, поскольку есть хадис, в котором Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) на вопрос о насекомых ответил:

«Вы можете причинить вред всему, что причиняет вам вред, до того, как оно это сделает».

Ханбалиты утверждают, что желательно убивать любых насекомых и пресмыкающихся, которые могут принести вред. Согласно их мнению, рекомендуется убивать вшей, москитов, блох, мух и т.п. Что касается невредных насекомых, то одни говорят, что их убивать нежелательно, а другие говорят, что это запрещено. Что касается муравьев, то если они не приносят вред, убивать их нежелательно. В последнем случае их убивать разрешено». На основании всего вышесказанного можно заключить, что если насекомые действительно вредны, то их можно убивать.

Источник

Каких животных мусульмане едят, а каких нет?

Знание о том, что дозволено и не дозволено употреблять в пищу, входит в категорию первостепенных знаний, которыми должен обладать каждый мусульманин, так как за употребление харама (недозволенного) обещана суровая кара. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Плоть, которую взрастили на потреблении харама, достойна лишь огня ада» («Джамиуль-ахадис», № 9976).

أيما لحم نبت من حرام فالنار أولى به

Именно поэтому мы сочли очень важным информировать мусульман о тех животных, мясо которых дозволено употреблять в пищу. Поскольку жители России и стран СНГ придерживаются в основном ханафитского и шафиитского мазхабов, мы решили разъяснить эту тему согласно этим двум мазхабам.

Животные, мясо которых дозволено, и животные, мясо которых запретно употреблять в пищу согласно ханафитскому мазхабу

Ислам – это религия милости и сострадания. Предписания и запреты Ислама несут человеку только благое. Но разум человека, из-за того что он крайне ограничен, не всегда может понять причину каждого предписания религии. Разум может быть не в состоянии осознать, почему решение именно таково, но Всевышний, Всемилостивый и Всезнающий Аллах, лучше всех знает, что полезно, а что вредно для нас, потому что Он нас создал.

Всевышний Аллах даровал человечеству в качестве милости Своего любимого Посланника (мир ему и благословение) как свет и источник света. Исламский закон (Шариат), с которым пришёл Посланник Аллаха (мир ему и благословение), установил разницу между живыми и мёртвыми животными. Мертвечина была объявлена запретной (харам). Определённые животные, вредные для человека, например свинья, собака, кошка и хищники, тоже стали запретны для приёма в пищу, то есть мясо животных, которых запрещено употреблять в пищу по Шариату, вредно для человека, осознаём мы это или нет.

Читайте также:  Камбала медведка летучая мышь дождевой червь таблица

Принимая во внимание вышесказанное, следует отметить, что в каждой школе исламского права (мазхабе) есть свои принципы (основанные на Коране и Сунне) относительно того, мясо каких животных дозволено (халяль) употреблять в пищу, а каких – запретно (харам).
Ниже представлены принципы, на которых основываются учёные ханафитского мазхаба. Эти принципы изложены в классических книгах по ханафитскому фикху («Аль-Фатавауль-Хиндия», № 5/289–291; «Бадаис-Санаи», № 5/35–39; «Раддуль-Мухтар», № 304–308).

1. Животные, употребление в пищу которых было явно запрещено в Коране и Сунне, без сомнения являются харамом, например свинья, осёл и т. д.

2. Животные, которые рождаются и живут в воде, являются харамом, исключение составляет только рыба. Все виды рыб – халяль, кроме той рыбы, которая умирает в море естественным образом без какой-либо внешней причины. Но если рыба умерла из-за какой-то внешней причины, например от холода, жары, от того, что наткнулась на камень или её выбросило волной на берег и т. п., то такая рыба – халяль.

Всевышний Аллах говорит (смысл): «Вам запрещается в пищу мертвечина, кровь, свинина…» (сура «Аль-Маида», аят 53).

В приведённом выше аяте Всевышний запретил мясо мертвечины, не разделяя животных на живущих на суше и в море. Поэтому все морские животные тоже попадают под этот общий запрет. Но рыба не попадает под это общее правило, потому что на её дозволенность явно указал Посланник Аллаха (мир ему и благословение).
Абдулла ибн Умар (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Два вида мертвечины и два вида крови были дозволены в пищу. Два вида мертвечины – это рыба и саранча, а два вида крови – это печень и селезёнка» (Сунан Абу Дауд, Муснад Ахмад, Сунан Ибн Маджа).

Более того, нет ни одного упоминания в сборниках Сунны о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) или его сподвижники хотя бы раз употребляли в пищу мясо каких-то морских существ, кроме рыбы. Если бы такое мясо было халяль, из Сунны был бы известен хотя бы единичный случай употребления мяса морских животных в пищу, чтобы показать, что это дозволено («Дарс Тирмизи», № 1/280).

Насчёт употребления в пищу рыбы, которая естественным образом умерла в море без влияния каких-то внешних причин (самакат-тафи), Джабир ибн Абдулла (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Вам дозволено в пищу то, что извергает море и что остаётся после прилива, но то, что умирает в море и плавает на поверхности, вам есть нельзя» (Сунан Абу Дауд, № 3809; Сунан Ибн Маджа).

Али запретил продавать на рынках рыбу, которая умерла своей смертью (которая умирает в море и затем всплывает на поверхность) («Бадаи ас-Санаи», № 5/36; «Аль-Ихтияр»).
В свете вышесказанного можно сделать вывод, что все морские животные, кроме рыбы, запретны для употребления в пищу. Рыбу есть дозволено даже без соблюдения всех правил забивания животных по Шариату. Но если рыба умерла естественной смертью без внешнего воздействия и всплыла на поверхность воды (самакат-тафи), то такую рыбу запрещено (харам) есть.

3. Среди животных, обитающих на суше, те, у которых нет крови, запретны (харам) для употребления в пищу. Например: шершень, муха, паук, жук, скорпион, муравей и т. д. Всевышний Аллах говорит (смысл): «…(Пророк) который побуждает к доброму, удерживает от неодобряемого, разрешает им в пищу благую (чистую) снедь, подходящую человеческой природе, и запрещает вредное (и нечистое) для людей» (сура «Аль-Араф», аят 157).

Живые существа, в которых кровь циркулирует по незамкнутой кровеносной системе (паук и др.), относятся к нечистому, потому что употребление их в пищу вызывает у человека отвращение.
Исключением является саранча, потому что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) явно указал на её дозволенность в вышеупомянутом хадисе, который приводится в сборниках «Сунан» Абу Дауда и «Муснад» имама Ахмада.
Кроме того, Ибн Аби Авфа (да будет доволен им Аллах), когда его спросили, можно ли употреблять в пищу саранчу, ответил: «Я участвовал вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение) в шести или семи битвах, и мы вместе ели её (саранчу)» (Сунан Абу Дауд, № 3806).

4. Также запрещены земноводные и рептилии, например: змея, ящерица, хамелеон и т. д.

5. Согласно пятому принципу, все животные-вредители (хашаратуль-ард) запретны (харам) для употребления в пищу, например мышь, ёж, тушканчик и т. д. Причина запрета употреблять в пищу их мясо – в том, что они тоже считаются нечистой пищей.

6. Все живущие на суше животные, в которых циркулирует кровь, которые питаются травой и листьями и не охотятся на других животных (то есть не хищники, живущие на земле), разрешены (халяль) для употребления в пищу, например верблюд, корова, козёл, буйвол, баран и т. д. Тем не менее, в ханафитском мазхабе есть небольшое разногласие относительно употребления в пищу конины, но об этом речь пойдёт позже. Исключение из данной категории животных составляет осёл – его мясо запрещено употреблять в пищу.

Всевышний Аллах говорит (смысл): «Аллах по Своей милости сотворил вам скот (ан’ам), чтобы вы использовали шерсть и пух для согревания, а мясо – для питания» (сура «Ан-Нахль», аят 5).

А также (смысл): «Аллах – Тот, кто подчинил вам скот, чтобы вы ездили на одних, а от других питались» (сура «Аль-Мумин», аят 79).

В приведённых выше аятах Всевышний Аллах использует слово «аль-ан’ам» (скот), которое, по единогласному мнению всех знатоков арабского языка, обозначает травоядных животных.

Что касается употребления в пищу конины, то имам Абу Ханифа (да будет милостив к нему Аллах) высказал мнение, что это порицаемо (макрух танзих), потому что лошадь является благородным животным и используется во время джихада. Имамы Абу Юсуф и Мухаммад (да будет милостив к ним Аллах) высказались в пользу дозволенности употребления в пищу конины, и передаётся, что имам Абу Ханифа тоже высказывал это мнение. Следовательно, употреблять в пищу конину дозволено, но лучше от этого воздержаться.

Относительно мяса осла и мула Всевышний говорит (смысл): «Аллах сотворил вам коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них и чтобы они были для вас украшением, которое радует вас. Аллах сотворил и другие средства передвижения, которых вы не знаете» (сура «Ан-Нахль», аят 8).

Таким образом, мы видим, что все остальные травоядные животные дозволены в пищу, так как об этом сказал Всевышний Аллах (как мы узнали из приведённых ранее аятов). Но по поводу ослов и мулов Создатель сказал, что они предназначены для верховой езды и украшения. Если бы употребление в пищу этих животных было дозволенным, Всевышний, без сомнения, указал бы на это.

Более того, Абдулла бин Умар (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запретил есть мясо ослов в день битвы при Хайбаре (Сахих аль-Бухари, № 5202).

Абу Таляба (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запретил употреблять в пищу мясо ослов (Сахих аль-Бухари, № 5205).

Читайте также:  Летучие мыши опыт спалланцани

По поводу мулов Халид бин Валид (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запретил мясо лошадей, мулов и ослов (Муснад Ахмад, № 4/89; Сунан Абу Дауд, № 3790; Сунан Насаи и Сунан Ибн Маджа).

7. Все хищные животные, живущие на суше, и животные, которые охотятся с помощью когтей, – харам. Например: лев, гепард, тигр, леопард, волк, лиса, собака, кошка и т. д.

8. К хараму относятся все хищные птицы, которые охотятся с помощью когтей. Например: сокол, орёл, коршун, ястреб и т. д. Запрещена и летучая мышь, хотя она и относится к млекопитающим. Доказательством для двух этих принципов (7-го и 8-го) служит известный хадис от Абдуллы ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), в котором Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запретил употреблять в пищу мясо хищников с клыками и птиц с когтями (Сахих Муслим, № 1934). Поэтому все хищные животные и птицы (животные, которые охотятся на других благодаря своим клыкам, и птицы, которые охотятся с помощью когтей) являются харамом.

9. Птицы, которые не охотятся с помощью когтей на других зверей, в основном питаясь вместо этого семечками и зерном, дозволены в пищу, например курица, утка, голубь, ласточка и т. д. Абу Муса аль-Ашари (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я видел, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ел мясо курицы» (Сахих аль-Бухари, № 5198).

10. Если халяльное животное питается исключительно нечистыми продуктами, в результате чего его мясо и молоко приобретает неприятный запах, употреблять такое молоко и мясо в пищу – макрух. Но если наряду с нечистым животное употребляет в пищу чистые продукты или употребление нечистого никак не влияет на его мясо и молоко, то употреблять в пищу мясо и молоко такого животного абсолютно дозволено («Раддуль-Мухтар», № 6/340). В книге «Аль-Фатава аль-Хиндия» сказано: «Употреблять мясо курицы будет порицаемым (макрух) только в том случае, если большая часть того, что она ест, – нечистое, и нечистая пища влияет на мясо курицы так, что оно приобретает неприятный запах» («Аль-Фатава уль-Хиндия», № 5/289).

11. Если один из родителей животного является дозволенным в пищу животным, а другой – запретным, решение относительно мяса этого животного зависит от того, кто его мать. Если мать – халяльное животное, мясо её детёныша – халяль, как в случае с гибридным животным, мать которого – кобыла или корова. Но если мать относится к запретным в пищу животным, мясо её детёныша – харам, как в случае с мулом, мать которого – ослица.

Выше были приведены одиннадцать общих принципов относительно определения дозволенности/недозволенности в пищу мяса согласно ханафитскому мазхабу исламского права. Следует отметить, что термин «халяль» в данном случае подразумевает исключительно дозволенность употребления мяса тех или иных животных в пищу. Относительно того, как должны быть забиты животные и как на них охотиться, существуют свои правила, для изучения которых следует обратиться к книгам по фикху. Несоблюдение этих правил может превратить мясо изначально дозволенного животного в запретное.

На основе изложенных выше одиннадцати принципов представим списки дозволенных (халяль) и запретных (харам) в пищу животных согласно ханафитскому мазхабу (оба списка не являются исчерпывающими).

Животные, мясо которых – халяль:

1) верблюд; 2) козёл; 3) баран; 4) буйвол; 5) олень; 6) кролик; 7) корова; 8) дикий осёл; 9) рыба; 10) антилопа/газель; 11) утка; 12) цапля; 13) соловей; 14) перепел; 15) попугай; 16) турач; 17) саранча; 18) куропатка; 19) жаворонок; 20) воробей; 21) гусь; 22) страус; 23) голубь; 24) дикий голубь; 25) аист; 26) петух; 27) курица; 28) павлин; 29) скворец; 30) удод.

Животные, мясо которых запретно (харам) для употребления в пищу:

1) волк; 2) гиена; 3) кошка; 4) обезьяна; 5) скорпион; 6) леопард; 7) тигр; 8) гепард; 9) лев; 10) тушканчик; 11) медведь; 12) свинья; 13) белка; 14) ёж; 15) змея; 16) черепаха; 17) собака; 18) краб; 19) шакал; 20) осёл (домашний); 21) ящерица; 22) лиса; 23) крокодил; 24) горностай/ласка; 25) слон; 26) сокол; 27) ястреб; 28) коршун; 29) летучая мышь; 30) гриф; 31) мышь; 32) крыса; 33) все насекомые и близкие к ним животные (комар, муха, паук, жуки и т. д.).

Животные, мясо которых дозволено, и животные, мясо которых и запретно употреблять в пищу согласно шафиитскому мазхабу

Основой в халяле (дозволенное) и хараме является аят священного Корана, в котором говорится: «И разрешает вам Всевышний чистое (хорошее) и запрещает нечисть» (сура «Араф», аят 159).

وَيُحِلُّ لَهُمُ الطَّيِّبَاتِ وَيُحَرِّمُ عَلَيْهِمُ الْخَبَائِثَ

Все животные, которые обитают в море (воде), и не могут жить долгое время вне воды, дозволены к употреблению. Например: кит, акула, дельфин и т. д.

А животные, которые живут на суше, также дозволены к употреблению, кроме запрещённых по Шариату. Те, что имеют клыки или когти, нужные при охоте, запрещены.

К дозволенным животным относятся: овца, козёл, корова, верблюд, курица, лошадь, соболь, гиена, дикий осёл, лиса, газель, горный козёл, заяц, кролик, ящерица, африканский тушканчик, белка, ёж, дикобраз, саранча, страус, утка, гусь, журавль, пеликан, голубь, соловей, дрофа, галка, воробей и подобное по природе.

К запретным животным относятся: мул, домашний осёл, лев, тигр, волк, медведь, слон, обезьяна, сокол, ястреб, орёл, сова, шакал, кошка (как дикая, так и домашняя), змея, ворона, скорпион, коршун, мышь, пичужка, стервятник, попугай, павлин, летучая мышь, моллюски (беспозвоночные, с мягким телом животные, обычно покрытые раковиной), а также все насекомые – исключением является саранча.

Все животные, которые могут жить как на земле, так и в воде, запрещены. Например: крокодил, черепаха, лягушка, рак и т. д.

Те животные, которые родились от дозволенных и недозволенных животных, тоже запрещены. Например, мул.

Есть также животные, которых Пророк (мир ему и благословение) не только запретил есть, но и убивать. К ним относятся: летучая мышь, муравей, пчела, удод, лягушка.

Также есть животные, которых желательно убивать. К ним относятся: змея, мышь (в том числе и крыса), пятнистый ворон, бешеная собака, коршун.

Употреблять мясо животного, которое закололи не по Шариату, запрещено, за исключением рыбы, саранчи и зародыша, которого обнаружили в утробе заколотого животного.

Есть яйца любого животного, даже запретного, разрешается. К примеру, яйца орла, вороны и т. д.

Также запрещено употреблять нечисть (наджасу), например мертвечину, кровь, алкоголь (так как он тоже относится к наджасе), наркотические и психотропные вещества (в том числе табак и другие курительные смеси), а также всё, что наносит вред организму, например яд, стекло, земля и т. д. Ибо Всевышний в Коране говорит: «Вы не подвергайте себя гибели!»

وَلَا تُلْقُوا بِأَيْدِيكُمْ إِلَى التَّهْلُكَةِ سورة البقرة 195

Нежелательно употреблять в пищу то, что куплено на средства, заработанные подметанием, а также на деньги, полученные за работу, во время которой человек занимается нечистотами (наджасой), к примеру кровопускание и т. п.

Человеку в безвыходной ситуации разрешается употреблять всё, что не дозволяется, в отличие от того, у кого есть выбор. К примеру, если человек умирает от голода, ему можно есть даже мясо собаки или свиньи, но лишь в количестве, необходимом для сохранения жизни.

Источник