Меню

Искандер кролики удавы анализ

Анализ произведения Кролики и удавы Искандера

Произведение по жанровой направленности относится к социально-философской сказке, близкой к стилю в виде антиутопии.

Сюжетная линия произведения повествует о событиях, происходящих в древности на территории африканской страны, где властвуют хищные удавы, уничтожающие кроликов, при этом остальные животные (слоны, обезьяны) выражают нейтральную позицию по отношению к происходящему.

Использованные образы животных демонстрируют взаимоотношения между тоталитарными государствами кроликов и удавов, во главе которых стоят жесткие и жадные правители в образах Короля кроликов и Великого Питона.

В государстве удавов пресмыкающиеся поглощают кроликов, не убивая их, а используя гипнотические приемы, в результате которых жертва, несмотря на способность быстро передвигаться, в ужасе замирает перед хищником.

Удавам запрещено в момент данного священного ритуала гипноза общаться с жертвами, в противном случае их ждет наказание в виде изгнания в пустыню. Кроме того, в качестве наказания в царстве существует самоуничтожение удавов в виде поедания собственного хвоста, а также лишение головы в случае неисполнения гимна с высоко поднятой мордой, выражающего верность Великому Питону.

Такие же жестокие и несправедливые законы царят и в Королевстве кроликов. При этом жители государств, кролики и удавы, отличаются безразличием по отношению друг к другу, предавая сородичей путем постоянных доносов правителям.

В качестве средств художественной выразительности писатель применяет в сказке формы гротеска, иронии, аллегории, афоризмов и сарказма, раскрывая репрессивный характер описываемых событий в звериных государствах, отличающихся насилием над личностью. Писатель анализирует психологический аспект предательства, выражающийся в постоянном страхе животных и распространении завистливых чувств.

Сказка в сатирической форме изображает реалистичные черты существующих общественно-политических устройств, передавая авторский замысел о необходимости при любых ситуациях сохранять в себе человеческие качества в виде порядочности, взаимовыручки и доброты, подчеркивая на примере образов кроликов их бедственное положение, возникшее по их вине в результате абсурдных внутренних противоречий в государстве, не осуществляемом защиту собственных жителей, а покорно отправляющем их на верную гибель.

Анализ произведения Кролики и удавы Искандера

Несколько интересных сочинений

В былине Садко рассказывается о русском народе. Главный герой старинного произведения гусляр Садко. Он не только хорошо играет на инструменте, но и замечательно поёт. В своей местности Садко славится своими песнями, его талант уникален.

Жизнь в период метаморфоз в обществе, нестабильности в экономике несет в себе последствия для человеческих жизней. Такие перемены могут привести к положительным и отрицательным последствиям.

Заяц, в надежде спастись от воды, забрался на ветку свисавшую со старого дерева. Он невероятно напуган. Его темные круглые глазки сверкают от страха. Он прижимается своей желтовато-коричневой шерсткой к стволу

Гоголь, этот отличный писатель, очень хорошо описал и показал всю настоящую сущность всех богатых людей, в основном – помещиков. Особенно ярко выражено это в его поэме «Мертвые души». Именно в этом произведении Гоголя

На вопрос хорошо ли быть молодым я с легкость могу ответить, что это просто превосходно. Каждый день приходится просыпаться, зная, что наступает новый прекрасный день.

Источник

Анализ рассказа Кролики и удавы Искандера

Произведение под названием «Кролики и удавы» написано советским писателем Искандером. Анализ данного произведения представлен в этой статье.

Советское время – страшное время для людей, которые живут в этом союзе. Это произведение Искандера было преподнесено читателям Советского Союза, как аллегория на период с 1930 года по 1970-ые года, который проходил в жизни страны. Она емка, язвительна и при этом невероятно страшна. В ней выложено на блюдечке определенное общество.

И вправду, внимательно читая произведение Искандера, можно провести параллель между образом Великого Питона Сталина. А если говорить про кроликов и удавов, то ими тоже представлены конкретные слои населения со своими прототипными повадками и рассуждениями. Идеи правителей – это самая настоящая государственная политика, которая подкрепляется запугиванием и мечтой, что никогда не сбудется (репрессии и коммунизм).

Читайте также:  Мужчина кролик телец в постели

Великий Питон, правитель государства животных в книге, верен своей идеологии, достаточно казуистической. Она призывает, чтобы поддерживается баланс в обществе между тем, кто поедает и тем, кого поедают. Он считает, что кролик, который съедается удавом, становится им самим. Из этого делается вывод, что кролики находятся из-за таких пищевых процессов в величайшей степени своего устройства. Получается, что мы – это те, кем когда-то были они. Они являются будущими нами.

Кроличий король удерживает народ в своей власти способом запаривания им мозгов. Он постоянно обещает им будущее, где тепло, светло и сытно. Морковка там вся сладкая. При этом король стремится запугать их, если те собираются не повиноваться. Каждый кролик боится быть съеденным и переработанным и стать удавом.

Также Искандер в своем произведении не только изображает отношения угнетающих и угнетенных. Автор доказывает, что граница, которая проводится между рабами и их владельцами – условная. Тот, кто вчера был королем и правителем, завтра может поменяться местами со своими прислугами.

К примеру, удавы – явный пример хищников. Но они испытывают страх перед кроликами-бунтовщиками. И не щадят друг друга, когда кому-то из них угрожает опасность.

Для того, чтобы лучше понять данное произведение этого автора, необходимо окунуться в историю советского времени, чтобы понять, чем же отличаются люди от животных. Тогда все станет понятно и прозрачно.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Кролики и удавы Искандера

Популярные сегодня темы

«Капитанская дочка» является исторической повестью, но нельзя отрицать значимости любовной линии между Петром Гриневым и Машей Мироновой. Девушка изменила характер молодого человека, помогла повзрослеть ему и стать смелым.

Произведение является составной частью прозаического сборника писателя под названием «Лазоревая степь» и имеет в своем содержании автобиографические элементы, связанные с жизнью автора.

Рассказ А. Куприна «Чудесный доктор» — потрясающее по своему надрыву произведение. Рассказ, после которого действительно хочется верить в то, что чудеса существуют, в то, что они приходят тогда, когда их уже не ждут.

Сегодня, я увидела картину очень талантливого художника, Олега Владимировича Попович. Полотно называется «Не взяли на рыбалку».

Жуковский Василий Андреевич – известный российский литератор, который считается первым поэтом-романтиком в России. Да, именно с него началась эпоха романтизма: время одиноких, несчастных и высокодуховных людей

Источник

Проблематика и художественные особенности повести Ф. Искандера «Кролики и удавы»

(В сказке «Кролики и удавы» Ф.Искандер с помощью аллегории показывает тоталитарное государство трех типов. Эго государство кроликов, государство удавов в отношения между кроликами и удавами. Удавы живут, как говорит автор, «в одной южной-преюжной стране». Их царство — это тоталитарное государство, во главе которого стоит Великий Питон. При его дворе находятся глупые, бездарные удавы. Например, главный визирь «на все вопросы умел отвечать не задумываясь, за что и был назначен главным визирем царя. » В царстве удавов всё основано на страхе и беспрекословном подчинении. Здесь существуют жестокие законы и обычаи. Великий Питон, появляясь, неизменно произносит «боевой гимн», который все удавы в знак верности «должны были выслушивать», приподняв голову. Гимн в царстве удавов — это приветствие, выражение верности Великому Питону. Не приподнявший во время приветствия головы лишался жизни как изменник. Удавы питаются кроликами, гипнотизируя их, то есть совершая священный ритуал гипноза, о котором запрещено говорить, во время последнего запрещено вступать в дискуссию с кроликами. Нарушивший этот ритуал был сурово наказан: изгнан в пустыню. В далекие времена в царстве удавов существовало ещё более жестокое наказание: казнь — самопоедание удавов. Жестокие, кровожадные, для них нет ничего святого. По образному выражению автора, душа каждого удава находится где-то в глубине его желудка, а родина для удава — это место, где он имеет прекрасную пищу.Удавы беспощадны по отношению друг к другу, они предают друг друга, доносят друг на друга. Царство удавов — это тоталитарное государство, но тоталитарный режим и его законы противоестественны природе любого общества, поэтому и в рядах удавов начинается постепенное разложение. Они становятся менее жестокими и кровожадными. Таким образом, в царстве удавов презиралась слабость, жалость, совесть, шло воспитание жестокости, а всех неугодных сурово наказывали. Такие же законы царили и в государстве кроликов, которое называлось Королевством. Глава его — Король и его приближенные составляют двор, в сказке он называется Столом, а придворные Допущенными к Столу. Те, кто хотел стать приближенным к Столу, назывались Стремящимися, «Король знал, что только при помощи надежды (Цветная Капуста) и страха (удавов) можно разумно управлять жизнью кроликов». «. Ни один кролик никогда не видел Цветной Капусты. Правда, в кроличьей среде всегда жили слухи о том, что местные туземцы вместе с засекреченными кроликами, работающие на тайной плантации по выведению Цветной Капусты, добились решительных успехов. Как только опыты, близкие к завершению, дадут возможность сажать Цветную Капусту на огородах, жизнь кроликов превратится в сплошной праздник плодородия и чревоугодия. Время от времени сочетание цветов в изображении Цветной Капусты на знамени едва заметно менялось, и кролики видели в этом таинственную, но безостановочную работу истории на благо кроликов. Увидев на знамени слегка изменившийся узор цветов, они многозначительно кивали друг другу, делая для себя далеко идущие оптимистические выводы. Говорить об этом вслух считалось неприличным, нескромным, считалось, что эти внешние знаки внутренней работы истории появились случайно, по какому-то доброму недосмотру королевской администрации.)

Читайте также:  Почему кролик прячется под кровать

В «Кроликах и удавах» же перед нами предстает вполне реальная картина жизни об­щества, правда замаскированная под фантастический мир неких удавов и кроликов. Этот прием использо­вался многими писателями 70-х годов, произведения которых рассказывали об отрицательных сторонах жизни советского общества или содержали в себе кри­тику общественно-политического устройства страны.

Фантастичный мир сказки Искандера представлен далекой африканской страной, где удавы традицион­но поедают кроликов, кролики принимают это как данность, считая, однако, несправедливостью, а обезьяны, слоны и туземцы придерживаются сторон­ней позиции. Изображая два таких, на первый взгляд, разных общества, писатель показывает не­ожиданный их симбиоз: «. кролик, переработанный удавом, превращается в удава. Значит, удавы — это кролики на высшей стадии своего развития. Иначе го­воря, мы — это бывшие они, а они — это будущие мы», — разъясняет правитель удавов Великий Питон своим подопечным. Их сходство этим не ограничива­ется, и те и другие представляют собой модель тотали­тарного идеологизированного общества со всеми со­путствующими атрибутами: гимнами, флагами, мая­чащим впереди образом светлого будущего, в данном случае его роль играет Цветная Капуста у кроликов. И в том и в другом мире царствует лживое раболепие, основывающееся на страхе перед вождем, которое поддерживается суровыми наказаниями любого сво­бодомыслия. «Король знал, что только при помощи надежды (Цветная Капуста) и страха (удавы) можно разумно управлять жизнью кроликов». Жизнь кро­ликов и удавов наполнена бесконечными предатель­ствами и доносами на себе подобных, часто оказыва­ясь на их месте, причем, «. любой преданный преда­тель, вспоминая свои ощущения, когда он предавал, и сравнивая их со своими ощущениями, когда он пре­дан, с полной искренностью думает: все-таки у меня это было не так низко». А насколько философична фраза о том, что «тот, кто раздумывает над вопросом, донести или не донести, в конце концов обязательно донесет, потому что всякая мысль стремится к завер­шению заложенных в ней возможностей».

Читайте также:  Сколько времени жарят печень кролика

Удавы, поглощающие кроликов, гордятся своей гуманностью, которая, по их мнению, проявляется в том, что они, гипнотизируя кроликов, избавляют их от мучительной смерти. Кролик, объявивший, что «. их гипноз — это наш страх. А наш страх — это их гипноз», создал, по сути, революционную ситуацию, опасную как для удавов, так и для кроликов. Одним это грозит голодом, другим анархией. Предложенный удавом Пустынником новый метод убиения кроли­ков — удушение, заставляет и тех, и других сожалеть о старых добрых временах, забыв о прежних возму­щениях: «Интересно, что некоторые престарелые кролики, рассказывая молодым о прежней жизни в гипнотический период, сильно идеализировали его».

«Удивительно, что и старые удавы, делясь воспо­минаниями с молодыми, говорили, что раньше было лучше. При этом они тоже, как водится, многое пре­увеличивали». Итак, благие намерения Задумавше­гося закончились всеобщим разочарованием, что опять позволяет провести параллель с историей на­шей страны, пережившей революцию, последствия которой оказались непредсказуемы. Ассоциации с прошлым нашей страны вызывает и обилие бессмыс­ленных лозунгов, провозглашаемых как кроликами, так и удавами: «Удав, из которого говорит кролик, — это не тот удав, который нам нужен». «Шипите шепо­том, не забывайте, что враг внутри нас», «чем лучше запасной выход, тем меньше шансов, что он потребу­ется» , «на образование кроликов чернил не жалеть» и тому подобное.

Но «Кроликов и удавов» нельзя назвать только са­тирическим произведением, ведь темы, затрагивае­мые писателем, относятся к категории вечных и переосмысливаются не одним поколением: предательство, трусость, измена своим идеалам за право быть «допу­щенным» , судьба личности, восставшей против обще­ства, психология власти — все это повторяется из века в век, порождая новых героев и тиранов.

24.Проблематика повести В. Маканина «Сюр в пролетарском районе»

В повести Владимира Маканина «Сюр в пролетарском районе» человек – игрушка. Ни с того, ни с сего, совершенно неожиданно для героя повести за ним начинает гоняться, стремясь настичь его, гигантских размеров рука. Для героя начинается кошмарная жизнь, смысл которой заключен теперь в том, чтобы скрыться от сюрреалистического преследования огромных шевелящихся пальцев этой руки. Герой Маканина выступает как игрушка, которой кто-то решил поиграть, причем правил этой игры человек-игрушка не знает, поэтому

ситуация для него приобретает облик кошмара и заканчивается для него трагически.

Герой повести внезапно попадает в незнакомую ему реальность, в которой действуют неведомые ему законы. Он не может проникнуть в логику этой новой для него действительности, поэтому она для него абсурдна, алогична. Игровая для того, кто знает правила игры, ситуация для человека-куклы таковой не является. И осознается как роль трагическая.

Обратная сторона платоновского понимания игры: «надо жить играя» находит свое отражение практически во всех текстах, которые вписываются в постмодернистскую эстетику.

Эстетические особенности русской постмодернистской литературы исходят из оппозиции, из противостояния советской идеологизированной литературе, очень не смешной и неигровой в своей основе. Тексты постмодернистов если не смешны, то обязательно построены на игре со словом.

Источник