Меню

Характеристика вальса из оперетты летучая мышь штрауса

Характеристика вальса из оперетты летучая мышь штрауса

И. Штраус оперетта «Летучая мышь»

«Летучая мышь» – это классический образец танцевальной оперетты, воспевающей яркие эмоции, любовные переживания и семейные перипетии под торжественные мотивы вальса и польки . Музыкальное произведение, созданное знаменитым австрийским композитором Иоганном Штраусом в ХIХ веке, по-прежнему пользуется успехом и симпатией среди театральной публики. Мелодраматический и комедийный стиль оперетты, пронизанный филигранной иронией и тонким юмором, легко воспринимается зрителем, а приятная, ненавязчивая музыка создает ощущение праздника, интриги и счастья.

Сюжет произведения «Летучая мышь» актуален всегда, ведь он описывает вечные проблемы семейного быта, супружеских отношений, любви и ревности, радости и разочарований. Пикантная ситуация, в которую попадают главные герои произведения, открывает перед зрителем всю палитру эмоций. Неверному Айзенштайну предстоит влюбиться в собственную супругу, представшую в образе прекрасной незнакомки, а очаровательной Розалинде следует постигнуть новые грани женской мудрости и обаяния, чтобы возродить былые чувства и сохранить семейный очаг.

Краткое содержание оперетты Штрауса «Летучая мышь» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Генрих фон Айзенштайн тенор барон, уличенный в измене Розалинда сопрано баронесса, супруга Айзенштайна Адель сопрано служанка Розалинды Альфред тенор тайный воздыхатель Розалинды Фальк баритон товарищ Айзенштайна, подстроивший розыгрыш Франк баритон директор тюрьмы Блинд тенор правозащитник Айзенштайна Князь Орловский меццо-сопрано владелец дворца, в котором состоялся маскарад

Краткое содержание оперетты «Летучая мышь»

Первая часть произведения происходит в доме Айзенштайна. Альфред поет любовную серенаду Розалинде. Горничная Адель смеется над несчастным влюбленным и читает письмо от своей сестры с приглашением на бал к князю Орловскому. Девушка мечтает об актерской карьере и знакомство с влиятельным театральным покровителем как раз кстати. Адель отпрашивается у Розалинды под предлогом болезни близкой родственницы и отправляется на маскарад вместе со своей сестрой.

В это время появляется хозяин дома Айзенштайн с адвокатом Блинди. Судебный процесс потерпел фиаско и теперь Азейнштайн вынужден провести восемь суток в тюремном заключении за драку. После бурных выяснений с подзащитным адвокат уходит. Неожиданно появляется доктор Фальк, который приглашает Азейштайна на бал. Лукавый супруг говорит Розалинде, что едет в тюрьму, а сам, тем временем, отправляется на маскарад. После его ухода к Розалинде приходит Альфред, чтобы в очередной раз признаться в любви. В этот момент появляется директор тюрьмы Франк с намерением забрать с собой Айзенштайна. Боясь скомпрометировать свою возлюбленную, Альфред выдает себя за осужденного Айзенштайна и уходит вместе с Франком.

Второе действие оперетты насыщено яркими событиями, интригами и разоблачениями. Доктор Фальк обещает князю Орловскому настоящее развлечение. Розыгрыш является местью Айзенштайну за неудачную насмешку над товарищем. Как-то, после маскарада, он оставил пьяного Фалька спать на лавочке в костюме летучей мыши и сегодня неверный друг заплатит сполна за свой опрометчивый поступок.

Фальк все тщательно спланировал, он придумал приглашенным гостям новые амплуа. Адель предстает в образе талантливой актрисы, Айзенштайн представляется французским маркизом Ренаром, а Франк – французским шевалье. Узнав Адель, Айзейнштайн обескуражен, однако самое интересное еще впереди.

Кульминацией сюжета является прибытие почетной гостьи — таинственной венгерской графини в маске. Это Розалинда. Она также приглашена на маскарад и с удивлением знакомится со своим мужем, горничной и Франком, не выдавая себя. Ничего не подозревая, Айзенштайн ухаживает за незнакомкой, приглашает ее на свидание и просит показать лицо. «Графиня» отказывается снимать маску и забирает у влюбленного «маркиза» часы, по которым он и узнает ее при следующей встрече.

Третье действие происходит в тюрьме. К утру сюда приходит Айзенштайн и видит за решеткой Альфреда. Ревнивый муж требует разъяснений от супруги, которая также пришла в тюрьму, чтобы восстановить справедливость. В ответ на подозрения Розалинда показывает часы, подаренные венгерской графине. Айзенштайн разоблачен, а Фальк наконец отомстил за оскорбление «летучей мыши». Князь Орловский благодарит Фалька за веселый вечер и дает обещание поспособствовать развитию актерского мастерства Адель. Адвокат Айзенштайна сообщает о его оправдании, а Розалинда великодушно прощает своего легкомысленного, но очень любимого мужа.

Продолжительность спектакля
I Акт II Акт III Акт
45 мин. 50 мин. 35 мин.

Интересные факты

  • Существует версия, что при написании произведения «Летучая мышь», Иоганн Штраус взял реальный случай из жизни. Народная молва повествовала об истории неверного мужа, который не узнал свою супругу в маскарадной маске и был пленен ее очарованием и загадочностью.
  • В 1979 году Роланом Пети был поставлен балетный вариант оперетты. Премьера состоялась в Марселе. Автором внесены небольшие правки в сюжет произведения, в частности наблюдается изменение имен главных героев и места событий. Так, например, Айзенштайн стал Иоганном, его супруга – Белла, а Фальк переименовался в Ульриха. Действие происходит в Париже. Наиболее важную роль в постановке отводиться богемскому танцу.
  • Пьеса «Часы с боем», взятая за основу оперетты «Летучая мышь», претерпела множество изменений. Планировалось преобразовать сюжет таким образом, чтобы он имел «венский» характер. Значительную роль в создании нынешнего произведения сыграл талантливый драматург и композитор Р. Жене. Оригинал пьесы с французскими мотивами был существенно изменен и получил новое название: «Никто не любит летучую мышь». Ради венской публики в сценарии появился новый персонаж – шутник и весельчак, доктор Фальк. Однажды друг Штрауса, Густав Леви, прочел пьесу и посоветовал Р. Жене отдать произведение «королю вальсов».
  • Оперетта «Летучая мышь» особенно воспевает женский характер, подчеркивает очарование и мудрость прекрасного пола. Композитор создал сюжет таким образом, чтобы вызвать интерес зрителя к двум главным женским ролям.
  • Многие специалисты считают, что знаменитый австрийский композитор Иоганн Штраус является первопроходцем в области танцевальной оперетты.
  • Книга о Иоганне Штраусе .
  • Согласно мнению некоторых историков, первая супруга великого композитора Иогана Штрауса, Генриетта Трефц, советовала супругу попробовать свои силы в жанре оперетты и способствовала его работе над музыкальными произведениями. Оперная певица активно занималась копированием нот и подготовкой супруга к гастролям. По другой версии французский композитор Жак Оффенбах предложил Штраусу прекратить работу над вальсами и создавать оперетты. С тех пор Штраус написал шестнадцать оперетт и «Летучая мышь» – третья по счету.
Читайте также:  Могут ли летучие мыши летать зимой

  • «Летучая мышь» экранизировалась приблизительно 20 раз и по праву завоевала мировую популярность. Первые кинофильмы появляются в 1917 году. Тогда художественные постановки были немыми.
  • В 1918 году открыли астероид 900 Rosalindе. Космический объект был назван в честь главной герони оперетты.
  • В 1942 году вышел в свет мюзикл «Розалида», созданный на основе произведения «Летучая мышь».
  • Первые постановки оперетты не отличались успехом, однако один доброжелательный отзыв был напечатан в газете «Morgenpost» (Берлин). Автор издательства шутливо заявил, что во время просмотра оперетты легко заболеть морской болезнью от ритмичных покачиваний зрителей в такт мелодичным звукам. Действительно, Штраус считается королем вальса, поэтому в оперетте преобладают танцевальные мотивы.
  • В 1975 году в книге «Звездные часы оперетты» А. Владимирской упоминается о музыкальном произведении «Летучая мышь». Автор отметил, что в театре еще не слышали мелодий столь солнечных и веселых.
  • В последние годы своей жизни Иоганн Штраус мало появлялся на публике и почти не выходил из своего дома. Однако в день 25-летия музыкального произведения «Летучая мышь» композитор сделал исключение. По случаю торжества его пригласили в качестве дирижера. К сожалению, пожилой музыкант не рассчитал свои силы и слишком усердствовал во время спектакля. По дороге домой Штраус простыл. Вследствие простуды началось воспаление легких, и сердце великого маэстро остановилось 30 июня 1899 года.

Популярные арии и номера из оперетты «Летучая мышь»

История создания и постановки

Основой для написания произведения стала пьеса «Ревельон», созданная знаменитыми драматургами Мельяком и Галеви. Сюжет пришелся по душе Штраусу , поэтому «Летучая мышь» написана с исключительным вдохновением и закончена в максимально сжатые сроки. Всего 6 недель или 42 ночи понадобилось композитору для завершения работы. Над либретто работали Карл Хаффнер и Рихард Жене.

5 апреля 1874 года состоялась презентация оперетты, однако поначалу она не сопровождалась восторженными овациями зрителей. Критики посчитали спектакль банальным и посредственным и, тем самым, повлияли на общее мнение публики. Участники постановки ожидали большего успеха, но сам Штраус не очень огорчился подобным результатом. Еще 17 раз был поставлен спектакль для венской публики и летом того же года произведение увенчалось успехом в Берлине. Оперетта победоносно вернулась на венскую сцену. Теперь произведение получает высокие оценки и одобрительные отклики, она становится настоящей «изюминкой» опереточной сцены.

Через три года в Париже презентуется переделанная версия под названием «Цыганка». Спектакль завоевывает долгожданное признание среди зрителей разных стран, в том числе Австралии и Индии. Однако настоящий триумф оперетта получила только спустя 20 лет после постановки в Гамбурге. Европейский зритель по достоинству оценил комический спектакль, который стал одним из наиболее ярких и представительнейших театральных произведений.

Читайте также:  Родимое пятно в форме летучей мыши

В России «Летучая мышь» всегда проходит с успехом. На столичных театральных сценах комедия появлялась периодически: в 1933 году, потом в 1962 году, а также в 1972-м. Последняя версия поставлена Георгием Анисимовым.

В 1946 году комедия была представлена в новой, оригинальной интерпретации. Измененная версия Михаила Вольпина и Николая Эрдмана послужила основой для снятия художественного фильма.

«Летучая мышь» — это репертуарный долгожитель. Вокальные и оркестровые номера оперетты исполняются лучшими мировыми музыкантами. Забавная история с любовными интригами и разоблачениями по нраву зрителям любых возрастов, и вот уже второе столетие эта комическая постановка не сходит с театральных афиш разных стран.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Иоганн Штраус «Летучая мышь»

Источник

Характеристика вальса из оперетты летучая мышь штрауса

Оперетта Иоганна Штрауса-сына в трёх действиях. Либретто К. Хаффнера и Р. Жене по пьесе А. Мельяка и Л. Галеви «Часы с боем».

Первое представление состоялось 5 апреля 1874 года в венском театре «Ан дер Вин».

Содержание излагается по русскому тексту Н. Эрдмана и М. Вольпина.

Действующие лица:

Габриель фон Айзенштейн (тенор); Розалинда, его жена (сопрано); князь Орловский (меццо-сопрано); Альфред, учитель пения (тенор); Адель, горничная Розалинды (сопрано); Франк, директор тюрьмы (баритон); доктор Фальке, нотариус (баритон); доктор Блинд, адвокат (баритон); Фрош, тюремщик; Ида, танцовщица, сестра Адели; дамы и господа, слуги, актрисы, танцовщицы, заключенные.

Действие происходит в пригороде Вены в последней четверти XIX века.

«Летучая мышь», четвертая по счету оперетта Иоганна Штрауса-сына, практически стала первым («Веселые венские женщины», «Индиго» и «Карнавал в Риме» оказались нежизнеспособными) выдающимся произведением этого жанра, образцом для всей последующей венской школы. В основу ее сюжета положен действительный факт, имевший место в Париже. Парижский анекдот оказался достаточно типичным на австрийской почве. Либреттисты в пьесе Мельяка и Галеви изменяют только имена.

В отличие от Оффенбаха, Штраус отказывается от какой бы то ни было сатиры, пародийности. «Летучая мышь» — только развлекательный, танцевальный спектакль, близкий к традициям итальянской оперы-буффа. Музыка ее, отличающаяся яркостью колорита, неистощимой мелодической изобретательностью, вся пронизана венским вальсом.

Первое действие

Комната в роскошной загородной вилле Габриеля фон Айзенштейна. За окном слышна нежная серенада, которую поет давний поклонник Розалинды фон Айзенштейн Альфред. Горничная Адель читает письмо, полученное от сестры — балерины Иды. Та сообщает, что будет сегодня вечером на балу у молодого князя Орловского и может взять с собой Адель, если та разживется подходящим туалетом в гардеробе хозяйки. Входит Розалинда, и Адель жалобно просит отпустить ее вечером к внезапно заболевшей старой тете. Розалинда отказывает: ее муж сегодня должен отправиться на пять дней в тюрьму, и она не может остаться совсем одна, без Адели. Горничная плача уходит, а в окне появляется Альфред. Розалинда в ужасе: ведь муж дома, он может каждую минуту войти! Но Альфред уходит, только заручившись согласием на вечернее свидание. Не успевает он исчезнуть, как врывается Айзенштейн, сопровождаемый Блиндом. Их терцет с Розалиндой «Нет, с таким я адвокатом» с лирическим эпизодом в центре (соло Розалинды) стремителен и блестящ. Приход друга, доктора Фальке, улучшает настроение Айзенштейна. Едва Розалинда покидает комнату, Фальке начинает уговаривать Айзенштейна вместо тюрьмы отправиться на бал к Орловскому. Легкомысленно и беззаботно звучит их дуэт «Едем вместе на бал». Айзенштейна не нужно долго упрашивать. Фальке уходит, а огорченная Розалинда провожает мужа в тюрьму, недоумевая, почему туда нужно идти во фраке. Заодно она отпускает и Адель. Их терцет «Итак, должна одна остаться» — проникновенная, жалобная мелодия Розалинды, сопровождаемая каскадным припевом («О, боже мой»).

Не успевает Розалинда остаться в одиночестве после ухода мужа и горничной, как в окно снова влезает Альфред. Он хочет удобно устроиться на освободившемся месте: надевает шлафрок Айзенштейна, садится есть его ужин, пить его вино. Его застольная «Пей со мною, пей скорей» отличается непринужденной мелодией, переходящей в обаятельный вальсовый распев. Идиллию нарушает директор тюрьмы Франк, который самолично явился, чтобы препроводить хозяина дома в тюрьму. Вид пьяного мужчины в домашнем наряде не вызывает у Франка сомнений: конечно, это тот, кто ему нужен. Розалинда умоляет Альфреда выдать себя за Айзенштейна и пойти в тюрьму. Ее куплеты, вальс с изящной, гибкой мелодией, переходят в задорный терцет «В тюрьме и умный и дурак». Франк уводит арестованного в тюрьму.

Читайте также:  Как перешить рукав летучая мышь в обычный рукав

Второе действие

На балу у князя Орловского царит безудержное веселье. Хор гостей сменяется бесшабашными куплетами Орловского. Здесь приглашенные князем танцовщицы, а среди них со своей сестрой Идой Адель в нарядном платье хозяйки, и Айзенштейн, который выдает себя за маркиза. Айзенштейн по платью узнает горничную своей жены, и они оба договариваются не выдавать друг друга. Лукаво-грациозны куплеты Адели «О, мой маркиз». Здесь же директор тюрьмы Франк, который представляется маркизу как благородный кавалер. Оба симпатизируют друг другу. Появляется и Розалинда. Она выдает себя за венгерскую графиню. Айзенштейн, восхищенный «графиней», принимается за ней ухаживать. Их дуэт звучит изящно и непринужденно и переходит в задорную польку. Влюбленный Айзенштейн дарит Розалинде свои часы. Чардаш Розалинды, медленный, полный чувства, сменяется огненной фришкой. Далее следует общий хор, праздничный, жизнерадостный, во время которого Франк и Айзенштейн пьют на брудершафт. Но уже бьет двенадцать часов. Айзенштейн должен идти в тюрьму. Туда же спешит Франк.

Третье действие

Тюрьма. На свою служебную квартиру возвращается навеселе директор Франк и тут же засыпает в кресле. Его будит пришедший с докладом тюремщик Фрош. Господин Айзенштейн, вчера арестованный самим директором, требует адвоката, и Фрош пригласил к нему доктора Блинда.

Появляются Ида и Адель. Адель упрашивает Франка, чтобы он помог ей дебютировать в театре. Она поет. Ее куплеты, изящные и легкомысленные, начинаются в ритме плавной гондольеры, затем переходят в марш, а далее в веселую польку. Франк собирается ответить, но в это время входит Айзенштейн, явившийся отбыть наказание. Появляется Розалинда. Думая, что муж еще не здесь, она хочет выручить Альфреда. Разворачивается большая, разнообразная по настроениям музыкальная сцена. Розалинда, чтобы усмирить разгневанного супруга, протягивает часы, подаренные мужем «венгерской графине». Оперетта кончается примирением супругов, общим весельем. Звучит блестящий, искрящийся хоровой финал.

Штраус обогатил также традиции австрийского театрально-комедийного жанра. Развитие этого жанра протекало не без влияния парижской оперетты, с которой Оффенбах познакомил венцев в 60-х годах. Но, не порывая связи с национальными традициями комедийных спектаклей, австрийские опереточные композиторы — Франц Зуппе (1819—1895), Карл Миллёкер (1842—1899), а вместе с ними Штраус — создали особую разновидность оперетты, именуемую «венской». (Зуппе и Миллёкер начали писать оперетты до Штрауса, но лучшие их произведения («Боккаччо» Зуппе, 1879; «Нищий студент» Миллера, 1882) написаны после решающих успехов Штрауса в этом жанре. Позже в жанре венской оперетты выдвинулись венгры Ференц Легар (1870—1948) и Имре Кальман (1882—1953). )

В сравнении со спектаклями Оффенбаха, венская оперетта по тематике своей менее злободневна. Сатирический элемент ей чужд. Общий колорит более лиричен, а все персонажи — как положительные, так и отрицательные — обрисованы в тонах добродушного юмора. Недостаточная острота драматического конфликта, редкое обращение к социальной тематике — слабые стороны венской оперетты.

Эти недостатки присущи и большинству музыкально-театральных произведений Штрауса. Их сюжетно-сценарная драматургия вполне заслуживает критики: из пятнадцати его оперетт в одиннадцати использованы беспомощно скроенные пьесы, тогда как развитие сюжета в остальных четырех полно существенных недочетов. Сам Штраус говорил: «За великолепное либретто я был бы в состоянии принести величайшие жертвы». Но дело не только в слабости его либреттистов: Штраус не обладал специфическим чувством «театральности» в той мере, в какой им владел Оффенбах. Зато он резко повысил удельный вес музыки в своих спектаклях. Благодаря Штраусу, по выражению И. Кальмана, оперетта стала «легкой, жизнерадостной, остроумной, нарядно приодетой и ярко звучащей музыкальной комедией».

В театральных сочинениях Штрауса, как и в его концертных пьесах, безраздельно господствует стихия танца, представленная в разнообразных проявлениях вальса, польки, галопа, чардаша. Это в точном смысле слова танцевальные оперетты. Именно дух, характер танца насыщает действие стремительным движением, передает ощущение праздничности, романтического подъема чувств. Таково одно из лучших сочинений Штрауса — «Летучая мышь» (1874). Танцевальное начало пронизывает решительно все номера партитуры, начиная с увертюры, в которой с бесподобной легкостью объединены основные темы оперетты:

Наряду с увертюрой выделяются терцеты I и III актов, а также по-оперному развернутые финалы I и II актов, особенно же последний из них — этот апофеоз вальса, где все дышит заразительным весельем, радостным опьянением жизнью.

Источник