Меню

Где пасхальный кролик прячет яйца

Куда прячет немецкий пасхальный заяц подарки

Многие из вас уже знают, что в Германии подарки детям на Пасху приносит пасхальный заяц.

Точнее он их прячет. Везде, где только можно.

И нужно хорошенько постараться, чтобы отыскать сладости и крашеные пасхальные яйца.

Так на поиски отправляются целыми семьями, с друзьями, соседями, знакомыми.

С собой берут лукошки и корзинки, чтобы было куда складывать подарки.

Так как в Германии все по правилам и по расписанию, то и поиск спрятанных сладостей и крашеных яиц не является исключением и начинается в определённое время. Хорошо что хоть время в каждом городе, деревне или районе зайцы назначают свое.

Немцы – народ дисциплинированный. Это тоже всем известный факт. Никто не старается протиснуться вперёд или пролезть сквозь какую либо щель. Все терпеливо ждут.

Тут уж детвора удержаться не может и рвётся вперёд.

Как же это увлекательно находить подарки, которые так тщательно прятал заяц.

А фантазия у зайца — будь здоров! Он в таких местах может спрятать подарочки, попробуй догадайся.
Самое простое — в бабушкином саду.

Бывает прячет подарки на пляже. В песке.

А может и в солому поглубже закопать.

Или ещё лучше… В снежной горке спрятать.

Но иногда заяц и сам подсказывает, где искать.

. или даже помогает в поисках.

Но куда бы он не спрятал подарки, дети находят их везде.

Источник

Пасхальный кролик: кто он и какие традиции с ним связаны

Пасхальный кролик: Pixabay

Каким образом пасхальный кролик в западной народной культуре связан с другим атрибутом Пасхи — крашеными яйцами? Связь между этими символами насчитывает уже сотни лет. Разберемся, почему кролик — символ Пасхи у католиков, и какие традиции связаны с этим персонажем.

Кто такой пасхальный кролик

В Западной Европе, США, Канаде милый пасхальный зайчик — такая же неотъемлемая часть весеннего праздника, как Санта-Клаус на Рождество. Этот образ сопровождал празднования еще в языческие времена, позже перекочевал в христианские обычаи и превратился в символ Пасхи. Во все времена с ним были связаны разные легенды.

Древняя символика

В древнегерманской культуре существовал обычай в день весеннего равноденствия отмечать праздник плодородия, встречать весну как начало нового сельскохозяйственного года.

Покров Пресвятой Богородицы: дата, история праздника

Главным объектом поклонения была богиня Эостра (Остара), имя которой означало ‘восток’. Это божество, по разным сведениям, то ли имело заячью голову, то ли его сопровождал кролик. Зверек был символом плодородия.

В англосаксонских преданиях зайцы освещали путь этой богине. В те же времена существовала легенда, по которой богиня Эостра, чтобы спасти раненую птицу, превратила ее в зайца. Но в нем от птицы осталась особенность откладывать яйца.

Вот так глубоко в древности переплелись эти два символа. Здесь же логически кроется объяснение, почему пасхальный кролик приносит красивые яйца.

Кстати, от имени этой древней богини пошло современное название Пасхи в западном мире — Easter.

Медовый Спас: традиции и приметы

Христианские легенды

В новой религии сохранились привычные пояснения этого образа:

  1. Самое древнее предание повествует о том, как заяц спас Архангела Гавриила от разбойников во время посещения им земли.
  2. Другая легенда относится ко времени Всемирного потопа: когда ковчег Ноя дал течь, то заяц заткнул ее своим хвостиком.

Значительно позже, в XVII веке, немецкий ученый-медик Георг Франк фон Франкенау написал трактат о пасхальных яйцах. Это стало первым письменным отражением легенды о кролике, который в саду откладывает яйца.

Почему кролик, а не курица? Не хотелось людям верить, что такие красивые пасхальные яйца несет обычная курица. В разных преданиях эту роль выполняли другие представители фауны:

Приметы на Пасху: погода, что можно и нельзя делать

Однако прижился все-таки кролик. Есть и более простое объяснение происхождения традиции: весной, когда ожидается Пасха, кролик наносит урон крестьянским садам и огородам (съедает посевы). Считается, что, оставляя красивые яйца, он искупает свои провинности.

Вместе с переселенцами из Германии кролик — символ Пасхи — перекочевал в XVIII веке за океан, в Америку и Канаду. К ХХ веку эта символика утвердилась окончательно: пасхальные кролики стали большой радостью для детей в праздничный день.

Читайте также:  Что вкусное приготовить из кролика для ребенка

Персонаж распространился по всему миру, фигурки его стали появляться даже в праздничных корзинках православных верующих восточного обряда.

Пасхальный кролик: Pixabay

Пасхальный кролик: традиции

Образ кролика появляется задолго до наступления католической Пасхи:

  1. Продают праздничные открытки и сувениры с кроликом.
  2. В семьях изготавливают поделки из подручных материалов — кроликов шьют, вяжут, клеят, рисуют. Лучшие изделия становятся праздничным декором в доме.
  3. Домашние кулинары делают марципановых зайцев. Их дарят детям на Пасху.
  4. Традиционной стала выпечка сдобы в виде фигурки зайца, внутри которой запекается целое яйцо. Эта традиция повелась со времен паломников, которые брали такую выпечку в дорогу.
  5. В продаже появляются целые коллекции шоколадных кроликов.

Почему красят яйца на Пасху и откуда пошла традиция

Утром праздничного дня для детей наступает долгожданная игра «Охота на пасхального зайца». Они, взяв корзинки, отправляются во двор или сад, осматривают каждый кустик, каждый уголок в поисках гнезда с шоколадными или разноцветными красивыми яйцами.

Чем больше соберет ребенок подарков, тем лучше будет предстоящий год. Этот азарт подогревается взрослыми, которые предупреждают, что самая удачная охота ждет хороших деток.

Пасхальный кролик: Pixabay

Существует предание, что эту праздничную охоту придумал Гете, чтобы развлечь своих детей и гостей. Выдумка понравилась, распространилась и прижилась, стала традиционной в католическом мире.

В нынешних городских условиях появилась новая традиция. Дети мастерят из старых шляп гнезда и в праздничное утро ожидают найти в них подарки от пасхального кролика.

Пасхальная корзина: идеи оформления и содержание

Яйца — это неотъемлемый символ Пасхи. Он возник как знак новой жизни, заключенной в нем, как будущее плодородие. Сначала это были красные яйца, затем в Европе распространились золотые и шоколадные. Причем на Пасху их не дарят открыто — прячут в траву, под кустиками, как приношение от кролика.

О приближении Пасхи в европейских городах свидетельствуют костюмированные персонажи-кролики. Они ходят по улицам, паркам, учебным заведениям, создают праздничную атмосферу. С ними любят фотографироваться не только дети, но и многие взрослые.

В день праздника проводят парады. Многие участники этих шествий облачаются в костюмы кроликов и зайчиков или надевают маски с длинными ушами.

Не даром усердствовали дети и их родители с традиционными поделками — кроликами и раскрашенными яйцами. На Пасху проводятся разные конкурсы:

Вербное воскресенье: история и значение праздника

  • на самого большого или оригинального кролика;
  • самого милого персонажа;
  • самое искусно раскрашенное яйцо и др.

Победителей и участников порадуют различные призы и награды.

Пасхальный кролик: Piqsels

В Мюнхене создали необычный музей пасхальных зайцев. Это еще одно свидетельство их популярности. Здесь собраны сотни экспонатов из самых разных материалов, представлены пасхальные атрибуты, изготовленные от XVIII века до современности.

Музей был занесен в Книгу рекордов Гиннесса, но просуществовал недолго, до 2005 года. Зато в Германии можно написать письмо Пасхальному кролику и получить ответ.

Вот так в представлении людей возникло единство пасхальных символов — красивых яиц и кроликов. Современного человека удивляет, как из глубины веков в народной культуре сохраняются и живут эти образы. Главное — пасхальные кролики продолжают приносить яйца и радовать всех подарками.

Крещение Господне: история и традиции праздника

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Источник

Кролик — символ католической Пасхи

В православной традиции главными символами Пасхи считаются куличи и крашеные яйца. У католиков этот праздник ассоциируется с пасхальным кроликом, несущим яйца. Почему кролик (заяц) стал у католиков символом Воскресения Христова?

В языческих культах древнегерманских племён зайцы ассоциировались с богиней утренней зари и плодородия Eastre (по-немецки Пасха — Ostern). Зайцы и кролики заслуженно символизировали природную плодовитость.

Апрель — англо-саксон. Eastermonað — назван в честь богини плодородия Eastre — Истар (Иштар, Астарта) Eastre (Eostre), от Proto-Germanic *austron- «рассвет», также имя богини плодородия и весны, восхода солнца, праздник отмечался в весеннее равноденствие, от * aust — «восток, на восходе солнца» (сравните east — восток), от корня PIE * aus- «сиять, рассвет». Латин.: Aprilis, от этрус. бога Apru (Aplu — Аполлон); Proto-Italic *ap(e)ro-, от санскрита: apo- «высший»; скифская богиня АПИ.

В других языческих культурах символом плодовитости природы были и другие животные, к примеру, олень и олениха, петух и курица.

Читайте также:  Самодельные дома для кроликов


По мере распространения христианства по Европе христианские миссионеры приспосабливали уже существующие в народе языческие ритуалы и обычаи празднования пробуждения природы в день весеннего равноденствия, приближая их к христианским традициям и праздникам. Так произошло и с Пасхой.
Языческий праздник весеннего равноденствия и чествование богини Eastre преобразился в воскресение Иисуса Христа.

Перенесли в символику Пасхи и зайцев, кроликов, символизирующих плодовитость и рождение новой жизни. Яйцо, как известно, в древних языческих культурах обозначало рождение новой жизни.

В Англии слово Easter — Пасха впервые записано в 1610 г. Впервые рассказ «О пасхальных яйцах», описывающий пасхальные традиции был записан в 1682 году немецким профессором медицины Георгом Франком фон Франкенау.

Франкенау писал: «В Южной Германии, в Эльзасе, в Пфальце, а также в некоторых соседних с ними областях и в Вестфалии эти яйца называются заячьими. Детям рассказывают, что пасхальный заяц их сносит, а затем прячет в траве и кустах. Это заставляет малышей искать их с большим рвением на потеху взрослым». Эта традиция соблюдается в Германии по сей день.

С 1888 г. в традиции празднования католической Пасхи появился Пасхальный кролик, приносящий пасхальные яйца, и ставший символом Пасхи.

В Новом Свете о пасхальных кроликах узнали в конце XVIII века с прибытием переселенцев из Германии. В США с годами немецкий обычай трансформировался. Кролики стали приносить американским детям в качестве пасхальных даров не яйца, а шоколад и игрушки.

Не доверяйте кролику, он может заманить вас в свою нору, и вы попадёте в тайный мир Зазеркалья, как Алиса, погнавшись за Белым Кроликом, попала в «Страну чудес» Льюиса Керролла ( Чарльза Лютвиджа Доджсона ) — одного из самых известных и в то же время загадочных английски х писателей Викторианской Англии.

В р омане «Алиса в Стране чудес», написанном 1865 году, рассказывается о молодой девушке по имени Алиса, которая падает через кроличью нору в подземный мир фантазий, населенный необычными, антропоморфными существами. Сказка считается одним из лучших примеров литературного бессмысленного жанра, где автор играет с логикой, словами, смыслами и понятиями, открывая парадоксы жизненных ситуаций.

Во всем царстве природы угрожает ли нам какое-либо существо меньше, чем нежный кролик?
Хотя сегодня этот вопрос может показаться совершенно риторическим, ответ на него мы находим в средневековых иллюстрированных рукописях, где можно увидеть довольно странную и удивительную роль зайца (кролика), выступающего в роли жестокого убийцы.

На страницах средневековых рукописей Зайцы протыкают человека насквозь, расчленяют и рубят рыцарей пополам так, будто занимались этим с сотворения мира. Так в чём же дело?

Дело в том, что Заяц в католическом христианстве средневековой Европы символизировал не только природную плодовитость, но и греховное сладострастие. Иными словами, по средневековым канонам заяц — это воплощение греха сладострастия, который губит души молодых людей, храбрых рыцарей, павших жертвами этого порока.

В средневековых рукописях иллюминатов есть множество средневековых изображений этих, казалось бы, невинных существ в нехарактерном для них образе — жестоких убийц.

Общество баварских иллюминатов (нем. der Illuminatenorden) — немецкое тайное общество, основанное 1 мая 1776 года в Ингольштадте философом и теологом Адамом Вейсгауптом — орден совершенствующихся (Perfektibilisten). Этот союз должен был бороться с суеверием и невежеством, распространяя просвещение и нравственность, а также либеральных идей эпохи европейского Просвещения.

Официально целью иллюминатов было объявлено совершенствование и облагораживание человечества путём «строительства нового Иерусалима»
Вейсгаупт утверждал, что обычный человек по природе своей не является плохим и порочным — дурными греховным его делает окружение — внешнее влияние социальных институтов, религии, государства. Если человек будет освобождён от давления социальных институтов и начнёт руководствоваться исключительно холодным рассудком и знанием, проблемы морали отпадут сами собой. В период расцвета «Общества баварских иллюминатов» в нём состояли примерно 2 тыс. человек.

Среди иллюстраций есть рисунки, где кролики атакуют, сидя на улитках, и даже где группы крестьян сражающихся с улитками на палках или где они оседлав улиток, пытались ездить на них.

Мы, жители 21 века, испытываем трудности в понимании средневекового юмора не меньше, чем столетие назад. И всё же мы действительно сможем понять иносказательный смысл средневекового юмора и можем также посмеяться над этими шалостями на картинках, как это должны были делать наши средневековые предки. Юмор сцены происходит от этой внезапного превращения совершенно безобидного существа в опасного монстра, наделённого невиданной силой.

Читайте также:  Декоративные кролики кормление уход содержание

Картинка из средневековой рукописи — заяц, убивающий отважного рыцаря — это символическое изображение пагубности греха сладострастия, убивающего сильных и храбрых рыцарей, и даже королей.

Так что, возможно, сцена драки рыцарей и кролика из «Монти Пайтона и Священного Грааля» не является такой уж комедийной, а наполнена глубоким историческим символизмом.

На фасаде собора Нотр-Дам, праведник, бросив меч, бежит от греха сладострастия (от кролика)

В средневековой традиции Деву Марию было принято изображать с сидящим у её ног белым зайцем, указывающим на чистоту и непорочность матери Иисуса Христа, попирающей ногами грех сладострастия.

Изображения маленьких белых и коричневых зайцев (кроликов), которые занимаются своими делами в поле, в средневековом искусстве представляют собой символы Христа, и означают чистоту, невинность, беззащитность, беспомощность, покорности судьбе.

Сцены охоты кроликов на души людей появляются на краях средневековых рукописей, породило изящный жанр «мести кролика», который часто использовался, чтобы наказать за грехи такие, как глупость и трусость. В среднеанглийском языке прозвище Stickhare («заяц с палкой») означает «трус», на средневековых иллюстрациях кролик — «храбрый трус».

Заяц в древнерусских манускриптах

Откуда на пасхальных открытках и конфетных обёрток взялся мотив с зайцем? Конечно, мотив пасхального зайца пришёл к нам из западной, немецкой, традиции. Однако мотив зайца оказался очень близок русскому православному мировоззрению. И вот почему.

Изображение зайца часто находим в древнерусских летописях, на печных изразцах. Наши предки на Руси воспринимали окружающую природу через призму Божественного творения, поэтому каждое живое существо — человек, птица, зверь или природное явление считалось Божьи творением, и ему придавался особый смысл.

Заяц на миниатюре «Слова о рассечении человеческого естества», XVIII в.

На миниатюре изображён убегающий от охотника заяц, его часто уподобляли человеку, который спасается бегством от нападок дьявола. Эту метафору мы встречаем в «Физиологе» — старинном русском бестиарии, где заяц представлен как символ «совершенного мужа», который бежит от «ловящих сетей диаволских»:

«Внегда ловимь бываеть заець, бегает в камение… и тако съхраняет себе… Поищи и ты, человече, камень, гоним от пса, сиречь от беса, гонящаго день дне и емлющаго человеческого живота».

Бегущий заяц — это древнерусский символ праведника.

В иллюстрациях древнерусских манускриптов часто изображали зайца убегающего в камни. Этот мотив появился как иллюстрация к словам Псалтири, 103 псалма, описывающего сотворение мира и то, что высокие горы предназначены оленям, а камни созданы, чтобы служить «прибежищем заяцем». Эти слова нашли у наших предков и духовное толкование:

«Человеком, ихже житие легко, яко стень, сим прибежище спасению камень бысть, на немъже распятся Христос».

Надпись: «И возлагает смирение своё от суетных мирских, и упаде, яко заяц от ловящих сетей дияволских». Миниатюра XVIII века.

Это древнерусская миниатюра из старопечатной Псалтири 1660 года, которая называется «Камень — прибежище зайцем».

Святой Пётр был, как и его брат Андрей Первозванный, рыбаком. Встретив Петра и Андрея, Иисус сказал: «Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4:19). Имя Пётр (Petrus, от греч. πέτρος — камень; на арам. כאפא — кифа — камень), которое ему дал Иисус.

Став учеником Иисуса Христа, Пётр сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса. На вопрос Иисуса ученикам, что они о Нём думают, Пётр сказал, что Он есть «Христос, Сын Бога живого». В ответ Иисус произнёс:

Я говорю тебе: ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.
— Мф. 16:18-19

Вот почему человек, как заяц бежит от дьявола и прячется в камнях, то есть он прибегает в лоно Церкви Христовой, находя там истинное спасение Души.

Источник

Adblock
detector