Меню

Длинная шерсть у морских свинок наследуется как аутосомный доминантный признак

Задания части 2 ЕГЭ по теме «Задачи по генетике»

1. У овса устойчивость к ржавчине доминирует над восприимчивостью (b) к этой болезни. Какими окажутся генотипы гибридов в F1 от скрещивания восприимчивого к ржавчине овса с гомозиготным устойчивым растением, каким будет соотношение генотипов и фенотипов в F2?

2. У человека имеются четыре фенотипа по группам крови: I(0), II(А), III(В), IV(АВ). Ген, определяющий группу крови, имеет три аллеля: IA, IB, i0, причем аллель i0 является рецессивной по отношению к аллелям IA и IB. Родители имеют II (гетерозигота) и III (гомозигота) группы крови. Определите генотипы групп крови родителей. Укажите возможные генотипы и фенотипы (номер) группы крови детей. Составьте схему решения задачи. Определите вероятность наследования у детей II группы крови.

3. Самца морской свинки с розеточной (мохнатой) шерстью скрещивали с двумя самками, из которых первая имела гладкую, а вторая – розеточную шерсть. Первая самка принесла двух детенышей с розеточной и одного с гладкой шерстью. Вторая самка принесла трех детенышей с розеточной и одного с гладкой шерстью. Определите генотипы всех родителей и их потомков, если ген розеточной шерсти — доминантный (А).

А — розеточная шерсть, а — гладкая.
Самец А_, первая самка аа, вторая – А_
В потомстве от первой самки был ребенок с гладкой шерстью аа, одну а он получил от матери, а вторую – от отца, следовательно, отец Аа, дети от первого скрещивания Аа и аа.
В потомстве от второй самки тоже был ребенок с гладкой шерстью аа, одну а он получил от отца, а вторую от матери, следовательно вторая самка Аа, дети от второго скрещивания АА, Аа и аа.

4. У человека ген полидактилии (шестипалость) доминирует над геном нормального строения кисти. Оба родителя гетерозиготны. Определите вероятность рождения шестипалых детей.

5. Ген вьющихся волос доминирует над геном прямых волос. Какова вероятность появления ребенка с прямыми волосами, если известно, что отец мужа и мать жены имели прямые волосы, а мать мужа и отец жены имели вьющиеся волосы, как и все их предки?

А-вьющиеся, а-прямые
отец мужа аа
мать жены аа
мать мужа А_
отец жены А_
поскольку все предки были вьющиеся, то А_ -> АА
родители мужа и жены аа х АА
муж и жена Aa х Аа
дети АА, 2Аа, аа
фенотип 3 вьющиеся, 1 прямые
ответ 1/4

6. У человека не рыжие волосы доминируют над рыжими. Отец и мать гетерозиготные не рыжие. У них восемь детей. Сколько среди них может оказаться рыжих? Есть ли однозначный ответ на вопрос?

1) Так как родители гетерозиготны, они несут по одному гену рыжих волос.
2) Теоретически у них могут родиться 2 рыжих ребёнка (25%).
3) Но встреча гамет при оплодотворении идет случайно и поэтому в данной семье могут родиться все не рыжие или все рыжие, а также любое сочетание рыжие/не рыжие. Однозначный ответ дать нельзя.

7. Голубоглазый мужчина, родители которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза были голубые, а у матери — карие. Какие дети могут родиться в этой семье, если известно, что кареглазость доминирует над голубоглазостью?

8. Отсутствие малых коренных зубов у человека наследуется как доминантный аутосомный признак. Определите возможные генотипы и фенотипы родителей и потомства, если один из супругов имеет малые коренные зубы, а у другого они отсутствуют и он гетерозиготен по этому признаку. Какова вероятность рождения детей с этой аномалией?

Читайте также:  Можно ли морским свинкам имбирь

9. Отец имеет короткие ресницы (рецессивный аутосомный ген), а мать – длинные, трое их детей имеют длинные ресницы, а двое – короткие. Определите виды гамет и генотипы родителей, а также генотипы их потомства.

10. У человека ген полидактилии (шестипалость) доминирует над геном нормального строения кисти. В семье, где один из родителей имеет нормальное строение кисти, а второй — шестипалый, родился ребенок с нормальным строением кисти. Какова вероятность рождения следующего ребенка тоже без аномалий?

11. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их. (1) В классической генетике широко используется несколько методов: гибридологический, цитогенетический, генеалогический и др. (2) Генеалогический метод, используемый в генетике, разработал Г. Мендель. (3) При скрещивании чистых линий гороха с альтернативными признаками Мендель получал потомство с признаками только одного родителя. (4) Такое потомство называют гомозиготным. (5) На основании полученных результатов Г. Мендель вывел закон единообразия гибридов первого поколения. (6) В целях выявления генотипа особи с доминантными признаками используют анализирующее скрещивание. (7) Если все потомство F1 в анализирующем скрещивании будет иметь доминантный фенотип, значит, генотип исследуемого родителя гетерозиготный — Аа.

2 — Г. Мендель разработал гибридологический метод;
4 — такое потомство называют гетерозиготным (гибридным);
7 — генотип исследуемого родителя гомозиготный — АА (в случае гетерозиготного генотипа Аа исследуемого родителя получится расщепление 1:1, а не единообразие)

12. Почему в реальной жизни очень часто встречаются отклонения от законов Г. Менделя?

1) Законы Менделя носят статистический характер, т. е. подтверждаются на большом числе особей (большой статистической выборке). В реальной жизни у организмов, дающих небольшое количество потомков, встречаются отклонения от законов Менделя.
2) Расщепления при неполном доминировании, сцеплении с полом, взаимодействии генов не соответствуют законам Менделя.

13. Для чего проводится анализирующее скрещивание? Приведите пример такого скрещивания.

1) Анализирующее скрещивание проводится для установления генотипа особи с доминантным фенотипом для выявления у неё рецессивного гена.
2) Для этого скрещивают гомозиготную по рецессивному гену особь с особью, генотип которой неизвестен.

14. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их. (1) Г. Мендель скрещивал две чистые линии растений гороха. (2) Они отличались по двум признакам – жёлтому и зелёному цвету семян. (3) В первом поколении от скрещивания этих линий появились растения, дающие только плоды с жёлтыми семенами. (4) Во втором поколении, полученном от скрещивания гибридов первого поколения, появились растения как с жёлтыми, так и с зелёными семенами. (5) При этом половина гибридов давали жёлтые семена. (6) Окраску семян, проявившуюся в двух поколениях гибридов (жёлтую), назвали рецессивной. (7) По результатам первого скрещивания Г. Менделем было сформулировано правило доминирования, или закон единообразия гибридов первого поколения.

2) В данном случае указан один признак – окраска семени.
5) Жёлтые семена были у трёх четвертей гибридов.
6) Рецессивным был признак зелёной окраски семян.

Источник

Контрольная работа Генетические задачи. ЕГЭ

При скрещивании кроликов с однотонным (диким) окрасом шерсти и нормальным (коротким, диким) тиром шерсти с кроликами с пятнистыми (голландским) окрасом шерсти и длинным (ангорским)типом шерсти все поколение было единообразно и имело однотонную короткую шерсть. При скрещивании другой пары с такими же фенотипами (кроликом с однотонной короткой шерстью с кроликами с пятнистой длинной шерстью) в потомстве получили половину особей с однотонной короткой шерстью и половину особей с пятнистой длинной шерстью. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните полученные результаты. Как определяются доминантные признаки в данном случае?

Читайте также:  Самец морской свинки имеет длинную белую шерсть а самка короткую

При опылении красноплодных абрикос с нормальным ростом пыльцой желтоплодных карликовых растений все потомство было единообразно — нормального роста с красными плодами. При скрещивании другой пары растений с такими же фенотипами (красных нормальным ростом и желтыми карликами) в потомстве наблюдается расщепление: ¼ красноплодные нормального роста, ¼ красноплодные карлики, ¼ желтоплодные нормального роста, ¼ желтоплодные карлики. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните полученные результаты. Как определяются доминантные признаки в данном случае?

При скрещивании петуха с гребнем и перьями на ногах с курицей без гребня и перьев на ногах все поколение было единообразно и имело гребень и перья на ногах. При скрещивании другой пары с такими же фенотипами (петуха с гребнем и перьями на ногах с курицей без гребня и перьев на ногах) в потомстве получили особей с гребнем и перьями на ногах и половину особей без гребня и перьев на ногах. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните полученные результаты. Как определяются доминантные признаки в данном случае?

При скрещивании мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями с мухами дрозофилами с черным телом и зачаточными крыльями все поколение было единообразно и имело серое тело и нормальные крылья. При скрещивании другой пары с такими же фенотипами (дрозофил с серым телом и нормальными крыльями с мухами дрозофилами с черным телом и зачаточными крыльями ) в потомстве получили особей с серым телом и нормальными крыльями и половину особей с черным телом и зачаточными крыльями . Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните полученные результаты. Как определяются доминантные признаки в данном случае?

Положительный резус- фактор — R доминирует над отрицательным- r. У матери 4 группа крови и отрицательный резус, у отца 1 группа и положительный резус (гомозиготен). Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей. Какие закономерности наследственности проявляются в данном случае?

У человека курчавые волосы (А)доминирует над прямыми, карие глаза (В) — над голубыми. Гены обоих признаков находятся в разных хромосомах. Мужчина с волнистыми волосами и голубыми глазами, мать которого имела прямые волосы и карие глаза, женился на женщине с прямыми волосами и голубыми глазами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей. С какой вероятностью в этой семье могут родиться дети с карими глазами? Какие закономерности наследственности проявляются в данном случае?

При скрещивании высокого растения кукурузы с нормальными листьями с карликовым растением со скрученными листьями (гены сцеплены), в F1 все растения высокие с нормальными листьями. При скрещивании между собой гибридов F1 были получены растения: высокие с нормальными листьями, карликовые со скрученными листьями. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, F1 и в F2. Какие закономерности наследственности проявляются в данном случае? Объясните появление двух фенотипических групп особей в F2.

Читайте также:  Если морская свинка съела пеленку

Длинная шерсть у морских свинок наследуется как аутосомный доминантный признак, белая окраска шерсти — как аутосомный рецессивный признак. Признаки находятся в разных хромосомах. Самец имеет длинную белую шерсть, самка- короткую желтую. В потомстве появились морские свинки с короткой кремовой шерстью и с длинной кремовой шерстью. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей генотипы потомков , вероятность рождения потомков с длинной желтой шерстью. Объясните характер наследования признаков?

У человека ген темных волос (Д) доминантен по отношению к гену светлых волос. Женщина с темными волосами и 2 группой крови выходит замуж за мужчину с темными волосами и 3 группой крови. Оба родителя дигетерозиготны. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей и их соотношение. Какова вероятность рождения в этой семье светловолосых детей с 4 группой крови? Какие закономерности наследственности проявляются в данном случае?

У мышей известна мутация- желтая мышь. Мутация доминантная и в гомозиготном состоянии вызывает гибель эмбрионов. Ген короткохвостости доминантен по отношению к гену нормальной длины хвоста. В гомозиготном состоянии этот ген также является летальным и вызывает гибель эмбрионов. Гетерозиготы имеют хвост средней длины. Какое жизнеспособное потомство и в каких соотношении можно ожидать от скрещивания двух желтых мышей со средней длиной хвоста? . Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей и их соотношение. Какие закономерности наследственности проявляются в данном случае?

№ 14295. У канареек наличие хохолка — доминантный аутосомный признак (А); сцепленный с полом ген Х B определяет зелёную окраску оперения, а Х b — коричневую. У птиц гомогаметный пол мужской, а гетерогаметный женский. Скрестили хохлатую зелёную самку с самцом без хохолка и зелёным оперением (гетерозигота). В потомстве оказались птенцы хохлатые зелёные, без хохолка зелёные, хохлатые коричневые и без хохолка коричневые. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, их пол. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?

№ 13995. У человека ген нормального слуха (В) доминирует над геном глухоты и находится в аутосоме; ген цветовой слепоты (дальтонизма — d) рецессивный и сцеплен с Х-хромосомой. В семье, где мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение, а отец — с нормальным слухом (гомозиготен), дальтоник, родилась девочка-дальтоник с нормальным слухом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, дочери, возможные генотипы детей и вероятность в будущем рождения в этой семье детей-дальтоников с нормальным слухом и глухих.

№ 16986. Курица с гороховидным гребнем и рябой окраской оперения была скрещена с петухом такого же фенотипа. Один цыплёнок от этого скрещивания получился с листовидным гребнем и чёрной окраской оперения. Аллели гена формы гребня расположены в аутосоме; аллели гена окраски оперения — в Х-хромосоме. Самки птиц являются гетерогаметным полом. Составьте схему скрещивания, определите все возможные генотипы и фенотипы цыплят. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?

№ 19058. У кур аллели гена окраски кожи расположены в аутосомах; доминантный аллель рябой окраски оперения — в Х-хромосоме. Самки являются гетеро- гаметным полом; самцы — гомогаметным. Темнокожая с рябым оперением курица скрещена с темнокожим с чёрным оперением петухом. В потомстве появились светлокожие курицы с чёрным оперением. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы возможного потомства. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?

Источник