Меню

Братец кролик братец лис тема

Чему учат детей сказки о Братце Лисе и Братце Крол

«Сказка – ложь, да в ней намёк…» — произносит мама, прочтя очередную сказку своему малышу. И это правда. Ведь моральные ценности и душевные качества из поколения в поколение не меняются, и так же, как и несколько веков назад, в народном творчестве высмеиваются жадность, трусость, лень и изворотливость. А ставятся в пример смекалка, трудолюбие, смелость и доброта.
Поэтому, читая детям «Сказки дядюшки Римуса» американского писателя Джоэля Чандлера Харриса, не замечаешь, что этому произведению уже больше ста тридцати лет. Как и много лет назад наши дети, затаив дыхание, слушают о приключениях смышленого Братца Кролика, о проделках Братца Лиса, о коварстве Братца Волка. Автор всех зверей и животных называет не иначе как «братец», и этим он приравнивает их к людям, «наградив» четвероногих персонажей человеческими пороками и добродетелями.
Каждая сказка начинается с диалога маленького мальчика с дядюшкой Римусом. И перед тем, как старый человек собирается рассказывать новую историю, он обязательно ласково журит ребёнка за шалости, которые тот сделал в течение дня. И это так похоже на действительность! Ведь каждая мама перед сном обязательно разговаривает со своим малышом о том, что произошло за день. А, прочитав ребёнку любую из этих сказок, можно спокойно и ненавязчиво объяснить малышу на примере сказочных персонажей, что делать можно, а что нельзя.
Взять хотя бы сказку «Как Братец Кролик управился с маслом». Там Братец Кролик съел общее масло, а чтобы его не вычислили, намазал маслицем рот совсем невиновному Братцу Опоссуму. И в конечном итоге тот погиб. Разве детки так не поступают? Особенно, в тех семьях, где двое или трое детей? Я своих детей старалась воспитывать правильно, и то бывало, что один набедокурит, а «свалит» на другого. Поди, разберись, кто прав, а кто виноват! Ну и попадало совсем неповинному ребёнку. Эта сказка – хороший пример, как делать нельзя и о последствиях такого поступка.
А как детки любят ябедничать! Только и делают, что жалуются друг на друга или выдают «с потрохами» своих друзей! Как раз для такого случая Джоэль Харрис сочинил сказку «Братец Кролик и Братец Воробушек». Ведь этот пернатый персонаж и оказался самым настоящим ябедой. И чем же закончилась сказка? А тем, что Братец Лис его съел! Вот и получается, как в поговорке: «Не рой другому яму – сам в неё попадёшь!»
Когда же читаешь сказку «Братец кролик и Братец Медведь», где Братец Кролик лакомился горохом с огорода братца Лиса, то так и видишь, как мальчишки лазают в чужие огороды за яблоками. И мои дети совершали набеги на чужие огороды за помидорами, хотя у нас тоже на грядках спели томаты. Но, видать, «чужой берег всегда зеленее»! И тогда я брала книжку и читала или эту сказку, или «Как братец Кролик выдоил Матушку Корову». Ведь в той сказке Кролик тоже воспользовался чужим добром.
Но «Сказки дядюшки Римуса» не только высмеивают ложь, лень и другие плохие качества, они учат детей тому, что и из безвыходной ситуации можно найти выход, надо только постараться. Взять хотя бы сказку «Смоляное чучелко». Ведь там Братец Кролик уже попал в лапы Братцу Лису, и его ждала неминуемая смерть. Но благодаря смекалке Братец Кролик отделался лишь лёгким испугом.
Братец Кролик совсем не похож на русского Зайчика-побегайчика. В русских сказках зайчик бывает то слабый, и его может всякий обидеть, то трусливый, что даже куста боится. Но лису, почему-то все авторы без исключения наделили хитростью и коварством. И как бегал зайчик от лисы в русских народных сказках, так до сих пор бегает и Братец Кролик от Братца Лиса. Только не прячется он в кустах, а придумывает всё новые каверзы: как отомстить Лису за свои переживания.
Но не только это объединяет сказки Джоэля Харриса с русскими народными сказками. Когда я читала своим детям сказку «Братец Кролик и Братец Воробушек», дочка сразу же смекнула: «Мама, так это же переделанная сказка о Колобке! Там лисичка тоже просила сесть Колобка на хвостик, на спинку, а потом съела его!»
И сказка про масло перекликается с русской народной сказкой про Медведя и Лису, которая съела мёд у Медведя, а потом ему живот вымазала этим лакомством, чтобы отвести от себя подозрения. А «Смоляное чучелко» и «Бычок – смоляной бочок»? Две сказки с разных континентов, а сколько у них общего! Читая же сказку «Как Братец Кролик лишился хвоста», так и видишь вместо Кролика, сидящего у проруби с длинным пушистым хвостом, «нашего» Волка, которого обвела вокруг носа Лисичка-сестричка.
Но нельзя обвинять тех или других в плагиате! Русские народные сказки создавались веками. Они передавались из уст в уста ещё задолго до братания с американским народом. А «Сказки дядюшки Римуса» Харрисом были написаны после обработки негритянского фольклора. Писатель, будучи ещё подростком, трудился учеником у одного плантатора, где постоянно общался с темнокожими работниками, слушал их рассказы, порой, не совсем правдоподобные.
А спустя годы, когда Джоэль повзрослел, все эти сказания вылились у него в интересные сказки для детишек. Правда, были нападки в его адрес, мол, посягнул он на негритянский фольклор, но всё-таки большинство людей оценило его творчество. Недаром уже много лет детки зачитываются его сказками о Братце Кролике и Братце Лисе.
Мы сами выросли на этих сказках, а теперь читаем их своим детям и внукам, через сказки приучая их ценить семейные отношения, ставя в пример Братца Кролика, который очень любит свою жену крольчиху и деток крольчат. Но в то же время мы обращаем внимание детей на то, что такой добропорядочный семьянин Кролик не всегда честен по отношению к своим друзьям. Объясняем детям, что в жизни, как и в сказках, бывают недруги, похожие на Братца Лиса или Братца Волка, с которыми надо ухо держать востро, чтобы тебя не «съели».
Но как хочется, чтобы наши дети учились жизни не на своих ошибках, набивая шишки и синяки, а с помощью таких, поистине народных произведений, как «Сказки дядюшки Римуса» о Братце Кролике и Братце Лисе, актуальных и в наши дни.

Читайте также:  Кролик ребенку в год рецепт

Статья написана для сайта «Деточки дома»

Источник

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » читательский дневник » Харрис Джоэль “Как братец Кролик перехитрил братца Лиса” Читательский дневник, краткое содержание

Харрис Джоэль “Как братец Кролик перехитрил братца Лиса” Читательский дневник, краткое содержание

“Как братец Кролик перехитрил братца Лиса” (из книги “Сказки дядюшки Римуса”)

Автор: Харрис Джоэль.

Название: «Как Братец Кролик перехитрил Братца Лиса» (из книги «Сказки дядюшки Римуса»).

Жанр: литературная сказка.

Тема произведения: животные.

Число страниц: 6.

Главные герои и их характеристика

О чём произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)

Братцу Лису удалось поймать Братца Кролика, и он не мог решить, как его убить. Но Кролик сумел снова обхитрить Братца Лиса и сбежать.

Сюжет – краткое содержание

  1. Братец Кролик приклеился к смоляному чучелку, которое подготовил Братец Лис.
  2. Братец Лис схватил Кролика и стал думать, что же с ним сделать.
  3. Братец Лис решил зажарить Кролика, а тот попросил не бросать его в терновый куст.
  4. Тогда Братец Лис решил утопить Братца Кролика, но тот снова стал просить не бросать его в кусты.
  5. Братец Лис решил повесить Братца Кролика, а тот всё просил не бросать его в кусты.
  6. Братец Лис бросил Кролика в терновый куст, а тот взял и убежал.

Понравившийся эпизод

Мне понравилась хитрость, которую придумал Братец Кролик. Он раз за разом повторял, что боится только тернового куста, и Лис решил бросить Кролика в кусты. А Кролику только этого и было надо.

План произведения для пересказа

  1. Пойманный Кролик.
  2. Раздумья Братца Лиса.
  3. Зажарить или бросить в куст.
  4. Утопить или бросить в куст.
  5. Повесить или бросить в куст.
  6. Бросить в куст.
  7. Кролик спасен.

Главная мысль

Из любого положения всегда можно найти выход.

Чему учит эта книга

Сказка учит никогда не отчаиваться и не унывать. Учит проявлять смекалку и находчивость, учит смелости и решительности. Учит верить в лучшее и всегда бороться до конца.

Читайте также:  Кролик бьет в лапки

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, моё отношение к прочитанному

Мне очень понравилась эта весёлая сказка и больше всего понравился хитрый Кролик. Казалось бы, он уже был на волосок от смерти, но Кролик снова нашёл выход. Он сумел обмануть хитрого Лиса.

Новые слова и выражения

Терновый куст колючий кустарник.

Влепился прилип.

Чучелко маленькое чучело.

Пословицы к произведению

Лиса семерых волков проведёт, а кролик лису.

Что просто то и хитро.

Схитришь семерых победишь.

Слушать слушай, а работы не бросай.

Всякого слушай, да не всякому верь.

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Источник

Энциклопедия сказочных героев

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

понедельник, 29 января 2018 г.

Братец Лис и Братец Кролик

Сказка «Братец Лис и Братец кролик» Джоэля Харриса.

Жанр: литературная сказка о животных

Рекомендуем прочитать:
Харрис Дж. Планы для пересказа к сказке «Братец Лис и братец Кролик»

Об авторе:
Джоэль Чандлер Харрис — американский сказочник 19 века, автор нескольких сказок в том числе знаменитой серии «Сказки дядюшки Римаса». Одной из сказок этой книги и является сказка «Братец Лис и Братец Кролик».

Главные герои сказки «Братец Лис и Братец Кролик» и их характеристики.

  1. Братец Лис. Главный отрицательный персонаж. Все время гоняется за Братцем Кроликом и собирается при случае его скушать. Хитрый и пронырливый, коварный, но все время попадает впросак.
  2. Братец Кролик. Главный положительный герой. Также хитрый и остроумный, все время ускользает от Братца Лиса и придумывает смешные шутки над ним.
  1. Братец Лис видит Братца Кролика и говорит ему о словах медведя
  2. Братец Кролик приглашает Лиса на обед
  3. Братец Кролик ждет Лиса и поет песенку про лисий хвост
  4. Братец Еж передает Братцу Кролику приглашение Братца Лиса
  5. Братец Кролик не видит у Лиса обеда
  6. Братец Кролик смеется над Братцем Лисом.

Кратчайшее содержание сказки «Братец Лис и братец Кролик» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Лис пытается безуспешно поймать братца Кролика и идет на хитрость
  2. Он говорит о трепке от медведя и его словах о дружбе
  3. Кролик приглашает Лиса пообедать
  4. Кролик караулит братца Лиса
  5. Еж передает приглашение на обед от братца Лиса
  6. Кролик обманывает братца Лиса и убегает.

Главная мысль сказки «Братец Лис и Братец Кролик»

На каждого хитреца найдется свой мудрец.
Что хитро, то и просто.
Лиса живет хитростью, а заяц прыткостью.

Источник

Конспект урока «Братец лис и Братец кролик» + презентация
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
bratets_lis_i_bratets_krolik_2_kl.docx 38.55 КБ
lit._cht._br._lis_i_br._krolik.ppt 658 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

Тема: Дж.Харрис «Братец Лис и Братец Кролик» ( 2кл)

Цели деятельности учителя: познакомить детей с жизнью и творчеством Дж. Харриса; развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; учить детей отвечать на вопросы; выделять главную мысль; обогащать их словарный запас; воспитывать доброту, милосердие.

Тип урока: открытие нового знания

предметные: читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; прогнозировать содержание произведения; находить необходимую информацию в словаре и учебнике, анализировать ее содержание; оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки;

воспринимать сказку как особый жанр литературы.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, 2 класс, 2 часть; презентация к уроку; портрет Дж. Харриса; книга писателя; карточки (текст речевой разминки; задание для групп).

Содержание урока. Деятельность учителя.

Практич.: артикуляционные упражнения

-Здравствуйте ребята, меня зовут Ирина Александровна , сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

— Прочитайте стихотворение, чётко артикулируя.

— Прочитайте с сердитой интонацией, с весёлой интонацией.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

Читать, правильно артикулируя.

П: о смысленно читают текст.

Р: принимают и со храняют уч задачу

Постановка учебной задачи Словес.: ответы на вопросы.

Наглядный: рассматривание портрета.

Словес.: слушание, ответы на вопросы.

Прак.: рассматривание иллюстрации.

Прак.: слушание и чтение текста.

Прак.: работа со сложными словами.

— О ком мы прочитали в тексте речевой разминки? (Мы читали про кролика)

— какое произведение вам напомнило это стихотворение? (Сказку Д. Мамина-Сибиряка)

— А как вы думаете, почему я вам предложила текст о кролике? (Наше след. произведение тоже будет про кролика)

— Откройте учебник на стр. 24 и прочитайте название произведения, которое мы будем сегодня изучать.

— Как вы думаете, к какому жанру оно относится? Почему вы решили, что это сказка. ( Написано, что оно из книги «Сказки Дядюшки Римуса)

Изучение нового материала.

— Прочитайте имя писателя. Что вы о нём знаете?

— Итак, кто может сформулировать тему и цель нашего урока? (Слайд 1)

(Тема: сказка « Братец Лис и братец Кролик», цель: познакомиться с жизнью и творчеством Дж. Харриса; познакомиться со сказкой « Братец лис и братец Кролик»

— Жил на свете маленький веснушчатый мальчик, застенчивый с незнакомыми и озорной с друзьями, по имени Джоэль. Жил он давным-давно в далёкой — далёкой стране Америке.

— Мать воспитывала его одна. Жилось им бедно и трудно. И в 13 лет он пошёл работать в типографию одного плантатора.

— А кто такой — плантатор? (Это человек, у которого много земли — плантаций, где выращиваются растения, фермер)

— Как вы думаете, сам плантатор работал? ( Нет, на плантациях работали наёмные рабочие и рабы.) (Слайд 2)

— А кто такие рабы? (Люди, которых насильно, не по их воле, заставляли работать бесплатно в тяжёлых условиях). Жили они в старых хижинах, работали с раннего утра и до поздней ночи, под палящим солнцем, не имели достаточно еды.

— Вот и Джоэль ходил на работу к такому плантатору, но он был не рабом. В типографии он встречал рабов, заходил к ним в хижины и слушал народные негритянские песни и сказки.

— А какие сказки называют народными? ( Сказки, которые придумал народ) (Слайд 2)

— Дядюшка Римус был одним из рабов, но Джоэль называл его дядюшкой, так как любил и уважал старого сказочника, который рассказывает вечерами маленькому мальчику Джоэлю интересные истории о Братце Кролике и Братце Лисе, об их друзьях — Братце Еноте, Матушке Корове, Братце Медведе и многих других животных. (Слайд 3)

— Уж так мальчик полюбил эти сказки, что когда вырос, издал книгу и назвал её «Сказки Дядюшки Римуса», где написал про себя, маленького мальчика, соседей и друзей.

— Что вы узнали о Харрисе? Что запомнили? ( О том, что все сказки он услышал от народа, но больше всего ему нравилось, как их рассказывал Дядюшка Римус)

— Рассмотрите иллюстрацию к сказке, прочитайте ещё раз её название. Предположите, о чём она. (О Лисе и Кролике. У Лиса хитрый взгляд. «Наверно он что-то задумал» — думает заяц и боится за своих зайчат).

Первичное знакомство с текстом.

— Прочитаем сказку, проверим наши предположения. Я читаю, а вы следите по тексту.

— Сбылись наши предположения? В чём? Какие чувства вы испытали при чтении?

— Какие слова и выражения вам были не понятны?

— Объясните, как вы понимаете выражение: держать ухо востро ? (Быть настороже, начеку)

— Что значит застать врасплох ? (Неожиданно, внезапно)

— Стрельнул в кусты?( Очень быстро прыгнул в кусты)

— Назовите действующих лиц сказки. Что вы о них узнали? (Братец Лис, братец Кролик, матушка Крольчиха, крольчата, братец Ёж. Лис хотел выманить кролика из хижины, чтобы съесть, но Кролик оказался хитрее Лиса и обманул его , сумел убежать).

— Какие взаимоотношения у них? ( Осторожные, Кролик относится к Лису с опаской)

— Мы с вами сказали, что это народная сказка, а какие жанры сказок вы знаете? ( О животных, волшебные, бытовые) (Слайд 4) К какому жанру относится эта сказка? Почему? (Это сказка о животных, потому что гл. герои – животные)

Источник

Adblock
detector