Меню

Бэнкси крыса с сердцем

Шедевр из самоизоляции: крысы открыли тайну личной жизни Бэнкси

Самый таинственный художник современности Бэнкси в эти дни тоже дома. Доказательство тому его Instagram. Там художник опубликовал свою новую работу. На этот раз полотном стали стены собственного туалета, передает корреспондент «МИР 24» Маргарита Гырылова.

Не туалет, а галерея. Теперь сюда «ходят», на искусство глядя. Любимые художником крысы герои многих его произведений. На этот раз они открыли тайну личной жизни. У Бэнкси есть жена, и она ненавидит, когда он работает из дома. Так художник подписал свой пост.

Личность Бэнкси – это загадка. Никто не видел его лица. А вот картины известны всему миру. Рисует Бэнкси в основном на бетоне. Его «Рабский труд» на севере Лондона появился в то время, когда англичане праздновали 60 лет правления своей королевы. Реакция Елизаветы Второй неизвестна. А картина славу сыскала. Ее купили на аукционе за 1 млн 200 тыс. долларов. Хотя сам Бэнкси больше предпочитает дарить, нежели продавать.

«Было время, когда я отгородился от мира и прекратил рисовать. Тогда на аукционах продавались мои картины, которые я сделал за несколько лет до этого. Я отдал их за бесценок в обмен за стрижку или сэндвич», – рассказал Бэнкси.

Возможно, по этой причине не пожалел Бэнкси свою «Девочку с шаром». На торгах картина вдруг начала самоуничтожаться. Сразу после того, как ее продали за 1 млн фунтов стерлингов.

В таком виде картина висит в музее Баден-Бадена. И у нее теперь другое название. Автор потребовал переименовать свою «недорезанную девочку» в «Любовь в мусорном баке».

«Бэнкси – провокативен, образован, у него специфичное чувство юмора и он очень умен. Мы не хотели, чтобы в первые же дни кто-то пришел, нажал кнопку и шредер заработал бы вновь. Так что с разрешения «Сотбиса», владелицы картины, мы проверили работу, раму вскрыли, увидели электронную начинку, батарейку вынули, а провода обрезали», – сообщил директор музея Хеннинг Шапер.

Творчество Бэнкси вне границ. Во французском лагере для беженцев он нарисовал Стива Джобса, отец которого был мигрантом из Сирии. А в Вифлееме открыл отель с худшим в мире видом из окон. Все десять номеров расположены напротив бетонной стены, которая разделяет Израиль и Палестину.

Источник

Бэнкси крыса с сердцем

«Бэнкси – гений или вандал? Решаешь ты!» — именно под таким лозунгом в Москве прошла выставка, представившая работы британского художника стрит-арта. Своими впечатлениями о посещении делится наш московский колумнист Алена Лиас.

Что нужно знать о личности художника? Во-первых, он анонимен. Изначально это связано с тем, что граффити считалось вандализмом. Однако сегодня это уже часть пиар-кампании Бэнкси. Загадка личности художника, безусловно, привлекает дополнительное внимание к его творчеству. В интернете можно найти множество информации о Бэнкси или даже группе художников, работающих под этим псевдонимом, однако достоверность ее под большим вопросом.

Далеко не каждый увидит в творчестве Бэнски настоящее искусство, однако его работы давно и дорого продаются, их коллекционируют. Безусловно, «феномен Бэнкси» – результат грамотного маркетинга, тем не менее, его работы отражают дух времени.

Произведения художника часто имеют политический и социальный подтекст. Бэнкси порой грубо высмеивает пороки нашего времени, протестуя против догм и уклада современного общества. Его произведения заставляют задуматься о проблемах нашего мира.

В своей книге «Биться головой о кирпичную стену» художник пишет: «Граффити является одним из немногих средств выражения, если у вас ничего нет. И даже если вы не напишете что-то, что излечит мир от бедности, вы можете заставить кого-то улыбнуться, пока он мочится…»

Граффити Бэнкси часто изображают крысу как символ андеграунда и подпольной борьбы за независимость. Именно крысы сумели выжить, несмотря на все попытки человека их уничтожить. Еще они олицетворяют то серое и отвратительное, что есть в человеческом обществе.

Интересный факт – картины Бэнкси висели в Лувре, Нью-Йоркском музее Метрополитен, Лондонском Тейт и даже в музее Естественной истории рядом со скелетом динозавра. Это все оригинальный план художника. В 2004 году Бэнкси, нарядившись в шпионский плащ, прошел в Лувр и повесил картину с Моной Лизой, у которой вместо лица улыбающийся смайл, рядом с настоящими экспонатами. То же самое он проделал в других музеях. Это были картины-пародии на классическое и современное искусство: парадный портрет дамы в противогазе, банка уцененного томатного супа (был повешен рядом с Campbells Уорхола). Обманки художника так хорошо вписывались в музейное окружение, что смотрители не сразу обнаруживали подвох. Например, одна картина провисела в музее 8 дней. А Лондонский музей Естественной истории даже решил оставить себе пародию художника на первобытное искусство.

Бэнкси начинал свое творчество еще в 1990 –е. В 2007 году его работы стали скупать знаменитости (Анжелина Джоли, Бред Питт, Кейт Мосс, Джуд Лоу). Так Бэнкси из хулигана превратился в главного художника современности. За это время создано довольно много произведений. Я расскажу о наиболее ярких.

Читайте также:  Выживет ли домашняя крыса в лесу

Девочка с шариком

Одна из самых значимых и узнаваемых работ Бэнкси. Это произведение, по результатам опросов, стало любимым художественным образом у британцев. Каждый трактует смысл изображения по-своему: кто-то в улетающем шарике видит потерю, кто-то — освобождение.

Граффити появилось на мосту через Темзу в 2002 году. Это девочка – символ невинности и нежности, она вызывает желание защищать ее и беречь. Чуть позже неизвестный приписал к изображению слова: «Надежда есть всегда…». Это реакция на искусство, которое находит отклик в наших душах.

Позже Бэнкси повторил эту работу в нескольких других местах, а также стал делать принты для продажи. А в 2014 году была запущена акция под хэштегом #WithSyria, в рамках которой именно эта работа была использована как символ протеста против войны в Сирии.

Стив Джобс

Граффити с изображением Стива Джобса художник разместил на стене во французском городе Кале, в котором находится лагерь беженцев. Именно из этого города многие мигранты пытаются попасть в Великобританию.

На своём сайте художник подписал граффити «Сын мигранта из Сирии».

Своей работой Бэнкси высказался относительно текущего кризиса с мигрантами в Европе. Стив Джобс — сын сирийского мигранта, который перебрался в США после Второй Мировой войны.

«Нас часто заставляют верить, что миграция истощает ресурсы страны. Но Стив Джобс был сыном сирийского мигранта! Apple является самой прибыльной компанией в мире, она платит более 7 млрд долларов в год налогов и она существует только потому, что когда-то молодого человека из Хомса пустили в страну,» — именно так прокомментировал Бэнкси это граффити.

Мона Лиза с базукой

Первый вариант граффити в Сохо был закрашен уже через несколько дней после своего появления.

Мона Лиза — идеал женственности и безмятежности. Возможно, художник хотел подчеркнуть диссонанс между нежной улыбкой Джоконды и мощным оружием уничтожения… Но есть и другая трактовка: спокойствие Моны Лизы отражает пресыщенность благополучного общества новостями о войнах, происходящих где-то далеко…

Какую выберете? Решать вам…

Любовь в воздухе

«Любовь в воздухе» — граффити, на котором участник уличного протеста собирается метнуть цветы вместо коктейля Молотова. Один из опросов 2017 года показал, что это одно из наиболее узнаваемых произведений Бэнкси.

Первая такая работа была сделана художником в 2003 году в Палестине.

Бэнкси хотел показать, что любые вопросы должны решаться мирным путём. Иначе одно насилие порождает другое. А может быть, художник хотел сказать этим граффити, что протест против капиталистических или военных режимов также бесполезен, как метание цветов во время беспорядков?

Улыбающийся коп

Художник не очень любит полицейских, это мягко говоря. Так как граффити считается вандализмом, Бэнкси становился объектом преследования. Поэтому у художника есть целая серия работ, высмеивающих сотрудников полиции.

Одна из таких граффити – «Улыбающийся коп», точнее, полицейский со смайлом вместо лица. Бэнкси сделал эту работу достаточно большой, чтобы зритель смог увидеть полицейского в полный рост. Никогда еще лицо копа в граффити художника не было таким дружелюбным. Бэнкси предлагает воспринимать эту работу как некую утопию. Вопрос в том, что скрывается за этой улыбкой, что реально у него на уме?

Если бы граффити могло что-то изменить

Если бы граффити могло изменить что-либо, оно было бы незаконно! Этой работой Бэнкси отдал дань уважения анархистке и активистке за права женщин Эмми Гольдман, которая сказала: «Если бы голосование могло изменить что-либо, оно было бы незаконно».

Граффити было создано в 2011 году на Оксфорд-стрит в Лондоне. Под надписью расположилась черно-белая крыса Бэнкси, своеобразный символ его творчества.

Кейт Мосс

Эта работа — своеобразный ответ на безумие арт-рынка, а также дань уважения Энди Уорхолу, который в свое время сумел показать потребительскую суть рынка искусства. Сегодня, как и во времена Уорхола, бренд важнее истинного мастерства.

На момент создания этого принта Кейт Мосс была на пике своей популярности. Художник решил выбрать именно ее и не прогадал. Работы сразу начали скупать.

С этой работой связан интересный случай. В 2011 году Бэнкси сделал уникальную версию этого принта. Пока Кейт была в свадебном путешествии, художник проник к ней в дом и подложил туда работу. Как это ему удалось — до сих пор загадка.

Летящий покупатель

У Бэнкси есть серия работ с изображением тележек из супермаркета. Художник высмеивает потребительскую суть современного человека. На граффити «Летящий покупатель» женщина так крепко держится за тележку, что готова разбиться вместе с ней, но не отпустить.

Работа появилась на заброшенном здании Лондона в 2011 году. Это место тут же стало популярным. Однако здание давно пустует, и его собираются снести. Символично, согласитесь, ведь граффити так недолговечны.

Читайте также:  Значение крыса в жаргоне

Мобильные любовники

В 2014 году на двери юношеского центра, который работает с молодежью Бристоля, появилось граффити «Мобильные любовники». Тема работы – социальные сети, в которые люди погружаются с головой и не могут отвлечься порой даже во время свидания.

Интересный факт: это произведение спасло молодежный центр от банкротства. Сотрудники сняли дверь и взимали плату за возможность посмотреть на произведение известного художника. Бэнкси был не против. Однако вмешались городские власти. Они забрали работу и выставили ее в Бристонском музее. Тогда Бэнкси вмешался. Закончилось все тем, что произведение было продано на аукционе, а все вырученные деньги пошли на спасение юношеского центра.

Ангел и Криминальное чтиво

С этими произведениями связана одна трогательная история из жизни и творчества Бэнкси. В 2007 году в Лондоне рабочими была закрашена одна из известных работ художника «Криминальное чтиво». Тогда Бэнкси написал на том же месте новую интерпретацию этой сцены. Теперь герои известного фильма держали настоящие пистолеты, а сами были одеты в костюмы бананов.

Буквально через несколько дней и новая работа была закрашена. Но на этот раз не рабочими, а молодым граффитистом под псевдонимом Озон. Внизу он оставил подпись: «Если в следующий раз работа будет лучше, я оставлю ее». Однако, оценить новую работу молодой художник не успел, он погиб под колесами поезда, пытаясь нарисовать очередное граффити в Лондонском метро.

Бэнкси не остался равнодушным к гибели Озона. И на месте «Криминального чтива» появилось одно из лучших его граффити – ангел в бронежилете с черепом в руках.

«Когда мы потеряли Озона, мы потеряли бесстрашного художника граффити и, как выясняется, довольно проницательного арт-критика,» — написал Бэнкси на своем сайте после трагедии.

Выставка, посвященная творчеству Бэнкси, закончилась в Москве, и до конца осени будет проходить в Санкт-Петербурге. Не обошлось и без скандалов. В своем аккаунте Бэнкси разместил переписку с другом, который сообщил ему о его персональной выставке, проходящей в Москве. То есть получается, художник был не в курсе о крупнейшей выставке своих работ. Эта ситуация, безусловно, добавила ажиотажа. Социальные сети пестрели возмущенными комментариями, организаторы оправдывались, что все законно, так как экспонаты представлены частными коллекционерами. Мы вряд ли узнаем точно, был ли это пиар ход или нет. Тут уж каждый решит для себя сам…

Кстати, Минск также не отстает от российских столиц. В галерее классического и современного искусства DK Gallery открыта и будет проходить до середины октября выставка по мотивам творчества Бэнкси. Поэтому минчане также имеют возможность прикоснуться к уличному искусству, не уезжая из Минска.

Источник

Бэнкси и бунт
крыс

Бэнкси — его знает каждый и не знает никто. Он сделал граффити феноменом актуального искусства, а город — открытым музеем. Его юмор и ирония неизменно направлены на неустанное обличение мирового зла, критику войны и общества потребления. Бэнкси — это код радикальной свободы: им может стать каждый, достаточно вооружиться трафаретом и баллончиком с краской, а затем обработать этими нехитрыми инструментами нарывы и раны современного общества.

Граффити — это один из немногих инструментов, который у вас есть, когда нет почти ничего. И даже если вы не создадите рисунок, который победит мировую бедность, вы сможете заставить кого-то улыбнуться , пока он мочится…
© Бэнкси «Биться головой о кирпичную стену»

В истории Бэнкси все началось с Бристоля. Города труда, хип-хопа, трип-хопа, специфического рейва (Bristol sound) и стрит-арта. Индустриальный пейзаж окраин пестрил граффити, на фоне которых шатались фигуры праздных люмпенов, безработных пролетариев и депривированных эмигрантов. Атмосфера походила на быт героев времен Великой депрессии из романа Джона Стейнбека «Консервный ряд», а по ночам, — на картины Детройта из «Выживут только любовники» Джима Джармуша. В этом контркультурном городе всегда были сильны леворадикальные настроения.

Впервые я увидела работы Бэнкси в Бристоле в 2001 году. В то время, в другой части Великого королевства, в чертогах Оксфорда под готическими крестчатыми увесистыми сводами выхолощенных и великолепных средневековых построек снимали Гарри Поттера. Меня сразу поразил контраст между остроумными и злободневными граффити Бэнкси и рафинированностью буржуазного масспродукта, окутывающего сознание одномерного человека общества потребления. Именно тогда Бэнкси начинал свой крестовый поход супротив общественного сна разума, рождающего чудовищ идеологического и политического равнодушия к царящей в мире несправедливости.

«Хватай деньги и беги» (Take the money and run) — одна из ранних работ, начала 90-х., Бэнкси в Бристоле. Также, кстати, называется и первый фильм Вуди Аленна 1969 года, принесший известность режиссеру.

«Мрачный Жнец» (The Grim Reaper) начала 2000х. появился на борту бристольского плавучего клуба «Текла», как раз над ватерлинией. А вообще Мрачный Жнец — юмористическое фэнтези известного английского писателя Терри Пратчетта, написано в 1991 году.

Читайте также:  Если крыса часто зевает

Бэнкси нелегально проник на территорию сектора Газа по подземному тоннелю и нарисовал на территории Палестины несколько граффити. Одно из них — рисунок гигантского котика, как бы играющего с мотком колючей проволоки.

Граффити изображает дозорную башню на стене, окружающей сектор Газа, превращающуюся в карусель. Бэнкси:

«Газу часто называют «самой большой тюрьмой под открытым небом». Но это кажется несправедливым по отношению к тюрьмам: в них не отключают каждый день воду и электричество»

Хозяин предлагает съесть собаке ее же собственную лапу, отрезанную пилой: намек на принцип функционирования власти.

На фоне палаточного городка беженцев Бэнкси изображает икону современного капиталистического западного мира — Стива Джобса, умыкающего увесистый мешок с чем-то ценным.

Плот беженцев терпит крушения: смерть на фоне безразлично удаляющегося фешенебельного круизного лайнера.

Сегодня граффити Бэнкси можно найти в различных частях света: на улицах, крышах, стенах, кораблях, музеях, на странице альбомов и т.п. Из хулигана и вандала мифический и легендарный художник превратился в дорогостоящего кумира, завораживающую загадку и злободневного критика, социального художника-активиста (философа с баллончиком в руке), вскрывающего желания и намерения капиталистического общества, где власть валют стала новым игом, частная собственность — источником подавления, а камеры слежения — вездесущим оком тоталитарного надзора. Граффити Бэнкси — это искусство действия. Его зритель — житель города, а с приходом и развитием Сети, — любой житель Земного шара: из субкультурного явления Бэнкси стал всемирным фактом.

Начинал Бэнкси с рисования аэрозолью никнеймов и различных персонажей. Заниматься стрит-артом было опасно: привлекали за вандализм и порчу имущества, рисовать детальные картины от руки — долго — так Бэнкси решил перейти на трафареты, работа с которыми ускоряла процесс создания граффити. Набив руку в Бристоле, Бэнкси переключился в начале миллениума на сердце постколониальной, но очень амбициозной Империи — Лондон. Именно лондонские граффити принесли ему скандальную известность. А широкая слава пришла к нему в Лос-Анджелесе в 2006 году, когда Анджелина Джоли купила несколько его работ.

Художественный прием Бэнкси: найти на улице города нужное место и создать неожиданный визуальный парадокс, цепляющий зрителя, попадающий в острую тему. Чаще всего он использует прием остранения (свежего взгляда на поверхность с которой планирует работать, такой прием похож на технику Дали, которую он сам окрестил как «параноидальное зрение». Еще Бэнкси любит прием совмещения несовместимого (например, сочетания смайла и смерти с косой, девочки, обыскивающей военного и т.п.). Однако самое важное для художника — обнаружить и обличить несправедливость.

Облупившаяся штукатурка превращается в стремительный полет крысы на пробке открытого шампанского.

Поднявшиеся по стене растения превращаются в картину с мальчиком-граффитистом, исторгающим милые цветы.

Кривоватая надпись «Нет будущего» становится печальным лозунгом в сочетании с шариком грустной девочки, сидящей на асфальте. Бэнкси говорит: «Главное в граффити — выбор места».

В граффити Бэнкси постоянно присутствует рефлексия по поводу власти и связанного с ней подавления. Города и улицы, принадлежащие полиции и чиновникам. Ненасытно продающее и покупающее общество потребления. Война, всегда выгодная правящим элитам и обороту капитала. Всё это становится темами Бэнкси — скрытой болью, которую он выносит на улицы Бристоля, Лондона, Парижа, Нью-Йорка и других городов. Работы Бэнкси полны энергией борьбы и социального протеста. Зачастую манифестация протеста — это цель граффити, а также способ партизанской войны.

Стрит-арт — форма художественного выражения доступная каждому. Любой может стать художником (не обязательно получать специальное образование), любой может стать зрителем (не нужно платить за вход на выставку).

Излюбленный персонаж Бэнкси, кочующий из города в город, — это крыса. Крыса — мощный символ. С одной стороны, ассоциируется с бедностью, трущобами, помойками, низом, с другой, — с абсолютной и неподавляемой выживаемостью. Крыса — бессменный спутник человека, переносчик чумы и одно из немногих существ, чьи права лицемерно позабыты сердобольными защитниками животных.

Незаметный и вездесущий житель мегаполиса, эдакий чужак, радикальный Другой, становится в граффити Бэнкси знаком протеста и чёрной меткой, вызовом и эмблемой, привлекающей внимание. Крыса превращается в художника и анархиста. Крыса — это образ граффитиста, несущего подрыв буржуазным представлениям о морали, законе и красоте. Крыса — это нарушитель спокойствия больших городов, окутанных морфием безучастного безразличия к миру войн и потребления, пропаганды и насилия, творящихся как вдалеке, так и вблизи. Бэнкси — борец за права крыс, его граффити указывают на идеологические пороки и бреши дисциплинарного общества.

«Существует четыре базовые потребности человека: еда, сон, секс и месть».
© Бэнкси

must read:
Banksy «Banging Your Head Against a Brick Wall».
Banksy «Wall and Piece».
«BANKSY. Уровень угрозы допустимый. Если нет вы скоро об этом узнаете».

Источник